Грыжа шейного отдела позвоночника: симптомы, причины, диагностика, лечение

Грыжа шейного отдела позвоночника: симптомы, диагностика, лечение

Грыжа шейного отдела позвоночника занимает второе место по распространённости среди всех грыж. Она вызывает ноющую боль и онемение в задней части шеи, плечах, может отдавать в руки, а также ограничивать движение конечностей и шеи.

Шейный отдел позвоночника состоит из 7 шейных позвонков. Между позвонками находятся межпозвонковые диски. Они придают позвоночнику гибкость.

Каждый межпозвонковый диск состоит из твёрдого фиброзного кольца, внутри которого находится полужидкое пульпозное ядро. В процессе образования грыжи кольцо рвется, а ядро выходит наружу в сторону спинного мозга. В результате сдавливаются спинной мозг и нервные корешки, что и вызывает боль.

Симптомы грыжи в шейном отделе позвоночника

Различают следующие признаки грыжи шейного отдела позвоночника:

• периодическая ноющая боль в шее, плечах;
  • усиление боли при поворотах, наклонах вперед, кашле;
  • головные боли, головокружение;
  • скачки давления, шумы в ушах;
  • при прогрессировании болезни боль в шее становится постоянной;
  • ограничение движения в шее и плечах;
  • онемение рук.

Симптоматика также может варьироваться при различной локализации грыжи. В зависимости от позвонка, где она находится, различают следующие проявления патологии:

• 1 позвонок. Начинаются проблемы со сном, человек становится раздражительным, у него появляется шум в ушах, ухудшается координация движений. Частыми становятся головокружения или головные боли.
  • 2 и 3 позвонки. Эти позвонки напрямую связаны с кровоснабжением языка, лобовой части головы и глаз. Потому часто пациент видит «звёздочки» или «мушки» в глазах, вкусовые ощущения начинают ухудшаться, голова чаще болит, потеет, кажется, что по ней ползают мурашки. Также могут возникать панические атаки и проявления депрессии.
  • 3 и 4 позвонки. Они связаны со ртом, верхними дыхательными путями и губными мышцами. Грыжа в этой локации ведёт к тому, что человек начинает хуже различать запахи, у него портятся зрение и слух. Может начаться воспаление тройничного нерва.
  • 5 и 6 позвонки. Они соединены с зевом, глоткой и голосовыми связками. Патология, локализованная в этой области, может привести к таким негативным последствиям как ощущение кома в горле или онемение запястий, к повышению вероятности возникновения болезней верхних дыхательных путей, к болезненным ощущениям в области рук (обычно они распространяются от плечевого сустава и до большого пальца).
  • 7 позвонок. При патологии, локализованной на этом позвонке, может проявляться слабость рук, возникают проблемы с мелкой моторикой, учащаются заболевания анемией и бронхитом. Болезненные ощущения чаще всего отдаются в спине или лопатке.

Причины возникновения болезни

Межпозвоночная грыжа шейного отдела возникает из-за следующих болезней:

• остеохондроза;
  • спондилёза;
  • бытовых, спортивных и автодорожных травм;
  • спондилолистеза;
  • родовых травм;
  • аномалии развития позвонков.

Также распространённой причиной возникновения патологии является ограничение питания шейных позвонков. Это может произойти как по естественным причинам (например, возрастные изменения), так и из-за болезней эндокринной системы или сердечно-сосудистых заболеваний.

Чем опасна грыжа шейного отдела

Через шейный отдел проходят нервные волокна, которые обеспечивают жизнедеятельность всего организма (внутренних органов, мышц и т.д.) с важными внутренними органами — сердцем, почками, лёгкими, печенью. Без своевременного правильного лечения грыжа шейного отдела позвоночника может привести к нарушению работы любого органа,  располагающегося ниже шеи.

В частности, могут проявиться следующие проблемы:

• дисфункция ЖКТ (рвота или тошнота);
  • проблемы с мочеиспусканием;
  • проблемы с половыми органами, включая импотенцию, бесплодие или фригидность;
  • проблемы с дыханием из-за серьёзного повреждения спинномозгового вещества;
  • нарушения слуха и зрения;
  • периодическая потеря сознания;
  • зажим артерий, ведущий к сильной боли;
  • слабость рук, при запущенной проблеме всё может дойти до полного их паралича.

Грыжа в шейном отделе позвоночника может стать причиной нарушения мозгового кровотока, из-за чего отделы головного мозга не получают нужного количества крови. По этой причине возникают головокружения, головные боли, нарушается походка и ухудшается память.

Также проблема в запущенной стадии может довести до ишемии мозга или даже инсульта.

Если вовремя обратиться к врачу, этих осложнений легко избежать.

Диагностика грыжи шейного отдела позвоночника

Грыжа шейного отдела позвоночника поддается лечению. Важно при первых признаках болезни обратиться к неврологу. Врач нашей клиники проведёт осмотр, подробно расспросит вас и поставит точный диагноз в помощью комплексного обследования. Лучше всего с диагностикой болезни справляется магнитно-резонансный томограф — он определяет размер, расположение, стадию грыжи, исключает другую болезнь. Мы используем следующие методы диагностики:

Лечение грыжи шейного отдела позвоночника в «Мастерской Здоровья»

Лечение грыжи шейного отдела позвоночника в «Мастерской Здоровья»

В большинстве случаев грыжу шейного отдела можно вылечить без операции. Специалисты нашей клиники знают, как лечить болезнь безоперационными методами. Консервативное лечение грыжи шейного отдела позвоночника останавливает развитие болезни.

При медикаментозном лечении шейной грыжи позвоночника пациенту может быть прописан курс:

• лекарств, расслабляющих мышцы, приводящих их в привычный тонус;
  • лекарств, снимающих воспаления (если грыжа находится в стадии обострения, то предпочтительны инъекции);
  • витаминные комплексы, улучшающих обмен веществ и помогающих лучше питать организм;
  • хондропротекторов, помогающих восстановить фиброзные кольца между позвонками.

При грыже шейного отдела позвоночника лечение может осуществляться и с применением других типов препаратов, в зависимости от ситуации. Но самолечение недопустимо, оно может привести к ухудшению ситуации или возникновению новых проблем.

Наш доктор назначает пациенту индивидуальный курс лечения, учитывая стадию болезни, возраст, пол и особенности организма. Лечение займёт от 3 до 6 недель. Пациент проходит процедуры 2-3 раза в неделю. Курс лечения оптимально сочетает пять или более видов процедур из списка.

Курс лечения в «Мастерской Здоровья» в Санкт-Петербурге снимает боль в шее и позвоночнике, нормализует питание дисков, улучшает кровообращение и предупреждает появление новых грыж. У пациента нормализуется давление в сосудах головного мозга и улучшается самочувствие. Наши врачи дадут рекомендации, что делать регулярно, чтобы боль в шее не вернулась.

Реабилитация после операции

Консервативное лечение эффективно и как средство для реабилитации после операции межпозвоночной грыжи. В этот период пациенту требуется специализированный индивидуальный курс мероприятий по восстановлению двигательных функций после операции и закрепление достигнутого результата. Врачи клиник «Мастерская Здоровья» в Санкт-Петербурге составят вам курс реабилитационного лечения. Он восстановит функции мышц, сосудов и органов.

Дополнительно могут быть назначены такие физиотерапевтические методы как массаж или (если диски смещены относительно друг дружки) мануальная терапия с коррекцией положения дисков.

В некоторых случаях может проводиться вытяжка позвоночника, осуществляемая на специализированном оборудовании. Данная процедура не только помогает выровнять позвонки, но также является профилактической мерой, а потому может применяться и до того как проблема в принципе дала о себе знать. Процедура в некоторых случаях бывает умеренно болезненной.

Данные методы используются исключительно когда проблема не находится в стадии обострения.

Лечебная гимнастика

Врачи нашей клиники составят специально для вас комплекс упражнений, которые помогут минимизировать болевые ощущения и будут способствовать скорейшему избавлению от патологии. Вот несколько примеров таких упражнений:

• Пациент медленно опускает голову и плавно возвращает её в исходную позицию. Повторить 10 раз.
  • Пациент опускает руки и медленно поворачивает голову сначала влево, потом вправо. В каждую сторону нужно совершить по 7 поворотов.
  • Пациент плавно закидывает голову назад и медленно возвращает её в исходную позицию.

Любые упражнения нужно срочно прекратить, если они вызывают болезненные ощущения или повышенный дискомфорт. Гимнастику нельзя проводить, если болезнь находится в стадии обострения, если параллельно с ней протекают хронические заболевания или проблемы с сердечнососудистой системой.

Профилактика грыжи шейного отдела

Наши доктора советуют, чтобы не испытывать боль в шее:

• использовать ортопедический матрас и подушку;
  • заниматься плаванием, гимнастикой, бегом и другими видами физической нагрузки, больше гулять;
  • сидеть на рабочем месте прямо и держать голову ровно, а локти на столе.

Рекомендуется избегать монотонной работы, при которой шея постоянно находится в одном положении. Если вышло так, что это именно ваш тип занятий, постарайтесь периодически менять положение, делать зарядку, разминать шею. Если нет противопоказаний, можно выполнять упражнения, описанные выше в разделе «Лечебная гимнастика». Помните, что профилактика куда проще лечения уже давшей о себе знать патологии.

Автор:

Лисина Елена Аркадьевна,
врач-невролог,
ведущий специалист "Мастерской Здоровья"
кандидат наук
Дата публикации: