Артроз коленного сустава: симптомы и методы лечения в Санкт-Петербурге в клинике «Мастерская Здоровья»

Лечение артроза коленного сустава

Гонартроз — заболевание коленного сустава. Это самый распространенный вид артроза, с его симптомами знакома пятая часть населения планеты. Чаще всего гонартроз развивается в возрасте от 40 до 60 лет. Женщины подвержены этой болезни больше, чем мужчины.

В "Мастерской Здоровья" Вы можете избавиться от гонартроза с помощью SVF-терапии — методика лечения суставов с использованием стромальных клеток жировой ткани.
Лечебный эффект заметен после первой процедуры.
Этот метод комбинированной регенерации называют прорывным в области восстанавливающей ортопедии.

Как развивается гонартроз коленного сустава

Гонартроз еще называют артрозом коленного сустава. В народе эта болезнь известна как «отложение солей». Заболевание поражает гиалиновый хрящ, что приводит к нарушению работы сустава.

Гиалиновый хрящ обеспечивает гладкое скольжение суставных поверхностей, уменьшает трение между ними. У хряща многослойное строение. Такая структура позволяет ему сохранять эластичность и противостоять нагрузкам. Из-за гонартроза коленного сустава в хрящевой ткани происходят изменения. В результате гиалиновый хрящ становится тоньше, расслаивается и трескается.

При прогрессировании гонартроза хрящ исчезает полностью, обнажая кость. В ответ костная ткань уплотняется, на ней появляются наросты — остеофиты. Они приводят к деформации сустава и вызывают боль при нагрузке на колено.

Симптомы артроза коленного сустава

Главный симптом гонартроза — боль в колене. Она появляется не сразу. Человек несколько месяцев ощущает боли в колене после долгой ходьбы или стояния на ногах. Боль появляется ближе к вечеру и после отдыха проходит. Заболевание даёт о себе знать при ходьбе по лестнице, появляются болезненные ощущения спереди сустава и боковой стороны.

При гонартрозе коленного сустава человек утром чувствует скованность в колене, нога с трудом сгибается. Движения сопровождаются хрустом и потрескиванием в колене. Обычно через полчаса нога разрабатывается и симптомы исчезают. Если оставить признаки болезни без внимания, она будет прогрессировать.

При прогрессировании гонартроза боли становятся сильнее. Человек быстро утомляется от ходьбы, чувствует слабость в мышцах ног, неустойчивость. Возникают трудности при сгибании и разгибании ноги. В запущенных случаях у больного развивается хромота, он может передвигаться только с помощью посторонних или костылей. Человек страдает от болей в колене и ночью.

Кто входит в группу риска

Чаще всего гонартрозом болеют:

• пожилые люди;
  • мужчины и женщины с травмой или операцией на ноге;
  • полные люди — они страдают от гонартроза в 3 раза чаще других;
  • профессиональные спортсмены;
  • женщины в период климакса;
  • мужчины, которые тяжело работают физически;
  • родственники больных гонартрозом.

Также к факторам, увеличивающим вероятность возникновения данной проблемы, относятся:

• генетическая предрасположенность, вроде синдрома Марфана, при которой суставы становятся «разболтанными»;
  • варикозное расширение вен, мешающее нормальному питанию сустава;
  • разнотипные артриты;
  • проблемы с иннервацией сосудов;
  • нарушение обмена вещества.

Чаще всего от проблемы страдают лица старше 40 лет, но у молодёжи она также может проявиться, в первую очередь, из-за травматических причин (вроде занятий спортом).

Если вы входите в группу риска, обратите внимание на профилактику гонартроза. Мы расскажем о ней в конце статьи.

Прогноз при гонартрозе

Гонартроз, как правило, продолжает протекать на протяжении всей жизни. Избавиться от него целиком проблематично, но если своевременно начать лечение и правильно подобрать препараты, то можно затормозить развитие патологии и предотвратить возникновение инвалидности.

Виды и причины гонартроза

Гонартроз коленного сустава бывает двух видов: первичный и вторичный.

Первичный гонартроз чаще всего возникает из-за нарушения обмена веществ в тканях сустава, интенсивных нагрузок на колени и естественного старения организма. Болезнь обычно развивается после 40 лет. Она появляется из-за искривления ног, гормональных нарушений.

Вторичный гонартроз появляется из-за травм или перелома колена, инфекционного заболевания, нарушения обмена веществ, развития колена. Вторичный гонартроз может возникнуть в любом возрасте.

Встречается односторонний и двухсторонний гонартроз. Последний поражает коленные суставы обеих ног. Левосторонний гонартроз вызывает боль в левом колене, а правосторонний — в правом.

Степени гонартроза

Различают три степени заболевания.

Гонартроз 1 степени — начальная стадия заболевания. На этом этапе периодически появляется боль в колене после долгой ходьбы или после большой физической нагрузки. После отдыха боли проходят. Иногда коленный сустав опухает. Гонартроз коленного сустава 1 степени больной может не заметить.

При гонартрозе 2 степени симптомы нарастают. Боль в колене усиливается и становится продолжительнее. Появляется хруст в коленном суставе. При гонартрозе коленного сустава 2 степени трудно согнуть и разогнуть колено, особенно утром. Коленный сустав увеличивается и деформируется.

Гонартроз 3 степени — самое тяжелое проявление болезни. Колено болит не только при ходьбе или нагрузках, но и в состоянии покоя. Человеку трудно ходить, меняется походка. При гонартрозе коленного сустава 3 степени боль в колене часто появляется при смене погоды. Коленный сустав деформируется, колено увеличивается в объеме. Трудно найти положение, в котором боль не ощущается.

Диагностика поможет определить гонартроз коленного сустава и не запустить заболевание.

Методы диагностики гонартроза

Специалисты «Мастерской Здоровья» точно определят причину болей в колене с помощью следующих методов диагностики:

Лечение гонартроза в нашей клинике

Когда возникает артроз коленного сустава, при лечении, помимо основного курса терапии, могут использоваться дополнительные меры, включающие в себя следующий ( но не ограничивающиеся ими):

• разгрузка при ходьбе за счёт применения костылей или трости;
  • смена обуви на более подходящую для периода лечения;
  • применение специальных мазей или кремов;
  • бальнеотерапия.

Лечение коленного сустава и комплекс поддерживающих мер определяются индивидуально, в зависимости от хода заболевания и причин его возникновения.

Эффект от лечения

Курс лечения гонартроза в «Мастерской Здоровья» в Санкт-Петербурге даёт следующие результаты:

• снимает боль в суставе и напряжение в мышцах;
  • уменьшает воспаление;
  • возвращает суставу подвижность;
  • нормализует обменные процессы;
  • восстанавливает кровообращение в суставе;
  • улучшает питание, активизирует процесс восстановления хряща;
  • укрепляет мышцы колена;
  • останавливает развитие болезни.

Мы продолжаем заботиться о пациенте и после окончания курса лечения. Доктор выдаёт пациенту методичку с упражнениями для самостоятельного выполнения дома. Врач посоветует, что ещё нужно регулярно делать, чтобы боль в колене больше не вернулась.

Хирургическое лечение и реабилитация

Чаще всего безоперационные методы помогают справиться с гонартрозом коленного сустава. Однако в некоторых случаях без хирургического вмешательства не обойтись. Например, операция показана при третьей степени болезни, когда хрящевая ткань полностью разрушена. В «Мастерской Здоровья» не проводят операции при гонартрозе.

Если вам сделали операцию на колене, уже через несколько дней нужно начинать курс реабилитации. Такой курс можно пройти в сети клиник «Мастерская Здоровья». Наши врачи составят пациенту комплекс процедур, которые возвратят подвижность прооперированному суставу и закрепят положительный эффект операции.

Как питаться при гонартрозе

Врачи нашей клиники советуют скорректировать питание при лечении или профилактике гонартроза коленного сустава.

В ваш рацион должны входить следующие продукты:

• рыба, нежирное мясо курицы, индейки, кролика;
  • творог, сыр, сметана, кефир и другие молочные продукты;
  • фасоль, чечевица и гречка, желе, холодец, бульоны;
  • цветная капуста, брокколи, тыква, кабачки, морковь;
  • отварные, тушёные или приготовленные на пару блюда;
  • горох, печёный картофель, цельнозерновой хлеб;
  • бананы, яйца, орехи — миндаль, фундук, кедровые орешки.

Продукты, от которых лучше отказаться:

• алкогольные напитки;
  • жирные сорта мяса, как свинина;
  • жареные блюда, консервированные, копчёные продукты;
  • помидоры, белокочанная капуста, болгарский перец;
  • кислые фрукты — например, цитрусовые.

Профилактика гонартроза

Специалисты «Мастерской Здоровья» рекомендуют для предупреждения гонартроза коленного сустава:

• не перегружать коленный сустав;
  • заниматься плаванием — вода снимает нагрузку с сустава;
  • самостоятельно делать массаж мышц голени и бедра;
  • не переохлаждать суставы колена, не переутомляться;
  • не набирать лишние килограммы;
  • отказаться от курения;
  • женщинам носить удобную обувь на невысоком каблуке.

Лечебная гимнастика

Перед началом лечебной гимнастики обязательно проконсультируйтесь с врачом. Выполняйте упражнения в медленном темпе. Если во время гимнастики у вас возникнет боль или дискомфорт, прекратите занятия.

Для укрепления коленного сустава выполняйте следующие упражнения:

1. Лёжа на спине, вытяните ноги, нагибайте носки на себя. Упражнение улучшает обмен веществ в коленном суставе.
  2. Лёжа на спине, поднимите выпрямленную ногу на 10 сантиметров от пола, задержите ее на 2 секунды и плавно опустите. Повторите упражнение с левой ногой. Сделайте по 10 повторов на каждую ногу.
  3. Лёжа на спине, согните правую ногу в колене и в тазобедренном суставе, левую выпрямите. Задержитесь в этом положении на 2 секунды. После этого согните левую ногу в колене и в тазобедренном суставе, а правую выпрямите. Сделайте по 5 повторов на каждую ногу.
  4. Лягте на правый бок, согните правую ногу в колене, левую выпрямите. Поднимите левую ногу под углом 45 градусов к полу и задержите на 30 секунд. После этого медленно опустите ногу. Перевернитесь на левый бок и повторите упражнение с правой ногой.
  5. Лежа на животе, попеременно сгибайте правую и левую ногу в коленном суставе. Повторяйте упражнение по 5 раз на каждую ногу.
  6. Обопритесь на спинку стула, поднимитесь на цыпочки. Задержитесь в таком положении на 15 секунд, затем опуститесь. Повторите упражнение 10 раз.

Сядьте на стул. Сгибайте и разгибайте ноги в коленном суставе, как будто болтаете ногами в воздухе.

Автор:

Крюков Александр Сергеевич,