Защемление седалищного нерва ⚠️: симптомы, причины, диагностика, лечение

Лечение защемления нервов спины

Защемление седалищного нерва — распространённое неврологическое заболевание. Болезнь ещё называют ишиасом, невралгией седалищного нерва или пояснично-крестцовым радикулитом. Заболевание вызывает сильную боль в спине. Чаще всего от защемления страдают люди старше 30 лет.

Как возникает защемление седалищного нерва

Два седалищных нерва — самые крупные нервы в организме человека. Они берут начало в поясничном отделе на пяти уровнях спинного мозга, выходят из полости таза, спускаются вниз по задней стороне бедра и делятся на более мелкие нервы. Ответвления нерва отходят в бедро, колено, голень, стопы, вплоть до фаланг пальцев. Таким образом седалищный нерв полностью обеспечивает подвижность ног.

Ущемление седалищного нерва чаще всего поражает одну ногу, реже — обе ноги. Если причиной защемления стали инфекции, большая физическая нагрузка, болезнь развивается постепенно. Неудачный поворот, падение или прыжок могут спровоцировать резкое прогрессирование болезни, человек не может свободно двигаться.

Симптомы защемления седалищного нерва

Признаки защемления седалищного нерва разнообразны. Болезнь часто начинается с несильных болей в нижней части спины, ягодицах. Боль распространяется по задней поверхности бедра вниз, через голень в пятку и пальцы ног. Человек ощущает покалывание, онемение, «мурашки», жжение в отдельных участках.

Боль при защемлении седалищного нерва бывает тянущей, колющей, жгучей, ноющей. Она усиливается при движении, чихании, кашле. Для болезни характерна приступообразность боли: она то усиливается, то ослабевает или исчезает. Обычно приступы случаются после эмоционального или физического перенапряжения, переохлаждения.Другие симптомы ущемления седалищного нерва: мышечная слабость и даже частичная атрофия некоторых мышц.

В запущенных случаях боль становится невыносимой. Человек практически не может сидеть, стоять, ходить, поворачиваться, наклоняться. Боль не даёт уснуть.

Чем опасно защемление седалищного нерва

В тяжёлых случаях болезнь приводит к нестабильности позвонков, отмиранию нервных окончаний, атрофии органов малого таза. У больного появляется сильная слабость в мышцах ног и даже может возникнуть паралич. Чтобы избежать тяжёлых последствий, нужно вовремя обратиться к специалисту.

Защемление седалищного нерва легко спутать с другим заболеванием позвоночника. Чтобы поставить правильный диагноз, необходимо комплексное обследование. Врачи нашей клиники в Санкт-Петербурге точно установят причину болей в пояснице. Мы используем следующие методы диагностики:

Лечение защемления седалищного нерва

Лечение защемления седалищного нерва в «Мастерской Здоровья» снимает боль и воспаление, спазмы в мышцах. Процедуры ускоряют обмен веществ и кровообращение, снимают раздражение нервных корешков, улучшают их питание. Пациент чувствует прилив сил, у него нормализуется давление и повышается иммунитет.

После окончания курса врач выдаёт пациенту методичку с упражнениями для самостоятельного выполнения дома. Доктор посоветует, что ещё делать для профилактики болезни.

Причины болезни

Защемление седалищного нерва редко возникает по единственной причине. Чаще всего оно появляется в пожилом возрасте на фоне комплекса патологий в позвоночнике. Болезнь чаще всего вызывают следующие причины:

• межпозвоночная грыжа. При грыже межпозвоночный диск выпячивается и зажимает корешки седалищного нерва;
  • инфекционные заболевания: туберкулёз, опоясывающий герпес, бруцеллёз, грипп, брюшной и сыпной тиф, малярия, скарлатина, сепсис, сифилис;
  • стеноз поясничного отдела спинномозгового канала;
  • костные выросты на позвонках — остеофиты. Они возникают в результате остеохондроза, остеоартроза позвоночника или спондилёза;
  • спондилолистёз, при котором один позвонок соскальзывает по отношению к другому;
  • инфекционно-аллергические болезни: полирадикулоневрит, рассеянный склероз;
  • синдром грушевидной мышцы;
  • подагра, сахарный диабет;
  • нарушение кровообращения и обмена веществ.

Появление болезни провоцируют доброкачественные и злокачественные опухоли позвонков, внутренние кровотечения, физические перегрузки, травмы, переохлаждение. Холод активизирует инфекции и часто предшествует воспалению седалищного нерва. Отравление лекарствами, ядами, тяжёлыми металлами, токсинами или алкогольными напитками повышает риск получить защемление.

Для сохранения здоровья седалищного нерва врачи рекомендуют:

• заниматься плаванием, йогой, быстрой ходьбой;
  • во время работы за компьютером опираться на спинку стула или кресла;
  • при сидячей работе делать перерыв и небольшую разминку каждые 2 часа;
  • спать на ортопедическом матрасе;
  • при поднятии веса присесть, держать спину ровно, поднимать груз за счёт мышц рук и ног, а не спины;
  • при ходьбе следить за осанкой, не сутулиться;
  • не переохлаждаться, тепло одеваться;
  • отказаться от высоких каблуков, выбирать удобную обувь;
  • сильно не поправляться.