Дорсальная (дорзальная) протрузия диска: симптомы, причины, диагностика, лечение

Дорзальная (дорсальная) протрузия диска позвоночника: симптомы, лечение

Дорсальная протрузия диска — это «выпячивание» межпозвонкового диска в сторону спинномозгового канала. Болезнь чаще всего возникает в области поясницы. Без правильного лечения она приводит к межпозвоночной грыже. Дорзальная протрузия дисков лечится консервативными методами.

Как возникает дорсальная протрузия диска

Межпозвоночные диски — это эластичные «прокладки» между позвонками. Они амортизируют нагрузку на позвоночник, делают его прочным и гибким одновременно. Каждый диск состоит из плотной оболочки — фиброзного кольца, и полужидкой «начинки» кольца — пульпозного ядра.

При нарушении обмена веществ и повышенной физической нагрузке состояние межпозвоночных дисков ухудшается. Они становятся хрупкими, теряют эластичность, уменьшается их высота. В результате в фиброзном кольце под давлением появляются трещины, в них начинает смещаться ядро. В результате диск выпячивается в спинномозговой канал. При дорзальной протрузии диск выпячивается в сторону спинномозгового канала, спинного мозга и нервных корешков.

Выпячивание диска чаще всего возникает в поясничном отделе, реже — в шейном или грудном отделах.

Симптомы дорзальной протрузии диска

Дорзальная протрузия вызывает ноющую боль в области поражённого диска, в связках, сосудах и мышцах рядом с больным диском. Человек страдает от скачков давления, иногда он чувствует сильное сдавливание в солнечном сплетении.

Симптомы дорсальной протрузии в шейном отделе: головные боли, головокружения, боль в шее, затылке, руке и плече. Боль усиливается при сгибании и разгибании шеи. У больного появляется ощущение пульсации в голове, покалывание, онемение и слабость в руках.

При дорсальной протрузии в грудном отделе человек чувствует боль в груди, которая напоминает стенокардию или инфаркт миокарда.

Выпячивание диска в поясничном отделе сопровождается болью в пояснице и ногах. Человек чувствует скованность движений по утрам, слабость в ногах, покалывание в стопах, онемение пальцев ног, проблемы с мочеиспусканием.

Чем опасна дорсальная протрузия дисков

При разрыве фиброзного кольца протрузия приводит к межпозвоночной грыже. При этом полужидкое ядро попадает в полость спинномозгового канала и защемляет нервные окончания спинного мозга.

Дорзальная протрузия в шейном отделе нарушает кровоснабжение головного мозга. Она может сдавить позвоночную артерию, которая обеспечивает кровоснабжение 25 структур головного мозга. Грыжа в шейном отделе вызывает головокружения, ухудшение памяти, шейный радикулит.

Из-за межпозвоночной грыжи в грудном отделе развивается межрёберная невралгия.

Протрузия может вызывать онемение в области копчика. Грыжа в поясничном отделе провоцирует проблемы с органами малого таза, прострел в пояснице. Человеку из-за боли трудно ходить и даже сидеть.

В тяжёлых случаях грыжи при защемлении спинного мозга возникает паралич рук или ног.

Чтобы избежать осложнений дорсальной протрузии, при болезненных ощущениях в спине обратитесь к специалисту. Врач нашей клиники в Санкт-Петербурге осмотрит вас, опросит и поставит точный диагноз с помощью комплексного обследования. Наши врачи используют следующие методы диагностики:

Лечение дорзальной протрузии диска

Лечение дорсальной протрузии в «Мастерской Здоровья» уменьшает выпячивание диска, снимает спазм сосудов, отёк и воспаление, освобождает зажатые нервные окончания. Процедуры нормализуют кровообращение и обмен веществ, укрепляют мышечный корсет. Человек снова свободно двигается, к нему возвращается крепкий сон.

После окончания курса врач выдаст пациенту список упражнений для самостоятельных занятий дома. Врач посоветует, что ещё делать для профилактики болезни.

Причины дорсальной протрузии

Выпячивание диска провоцируют травмы позвоночника, родовые травмы, нарушение обмена веществ, остеохондроз, нарушения осанки — сколиоз, кифоз, лордоз. Человек рискует приобрести протрузию, если мало двигается, не занимается спортом, курит и регулярно употребляет алкоголь, сутулится при ходьбе и сидя за компьютером, сильно солит еду.

Болезнь может появиться из-за работы в положении стоя, резких наклонов и поворотов, подъёма тяжестей, усиленных тренировок. Болезни подвержены женщины, которые носят высокие каблуки, и пожилые люди с остеопорозом.

Дорзальная циркулярная и диффузная протрузия диска

В зависимости от типа выпячивания диска различают диффузную и циркулярную протрузию.

Диффузная протрузия межпозвонкового диска представляет собой неравномерное выпячивание в одну сторону. Это часто заканчивается разрывом фиброзного кольца и межпозвоночной грыжей.

При циркулярной протрузии диск равномерно выпячивается по кругу. Этот вид болезни часто переходит в хроническую форму, приводит к защемлению нервов.

Для улучшения состояния межпозвоночных дисков занимайтесь спортом: плаванием, йогой, бегом, пилатесом. Больше гуляйте на свежем воздухе, держите спину прямо при ходьбе и работе за компьютером. Ешьте больше продуктов с кальцием: рыбу, молоко, сметану, творог и другие молочные продукты. Полезно употреблять продукты с желатином: мармелад, фруктовое желе, студень. Откажитесь от алкогольных напитков, сигарет, жареных блюд, консервированных продуктов, острых приправ.

Автор:

Хиславская Елена Владимировна,
врач-невролог,
ведущий специалист "Мастерской Здоровья"
Дата публикации:
15.08.2018 г.