Продольное и поперечное плоскостопие: симптомы, причины, диагностика, лечение

Продольное и поперечное плоскостопие: лечение и симптомы

Продольное и поперечное плоскостопие деформирует стопу, делает её своды плоскими. Болезнь вызывает сильную боль в ногах после долгой ходьбы. Женщины болеют плоскостопием в 4 раза чаще мужчин. Без лечения болезнь приводит к осложнениям: искривлению позвоночника, артритам и артрозам.

Как развивается плоскостопие

Человеческая ступня сложно устроена. Кости стопы соединяются суставами, связками и сухожилиями. У стопы два свода: поперечный и продольный. Поперечный свод находится у оснований пальцев, а продольный — вдоль внутреннего края стопы.

У нашей стопы есть уникальное свойство — она пружинит. Благодаря этому она снижает нагрузку на позвоночник при беге и ходьбе. Если мышцы и связки стопы ослабевают, она становится плоской и больше не выполняет амортизирующую функцию. Развивается плоскостопие.

По типу деформирования стопы выделяют поперечное, продольное и комбинированное плоскостопие.

Симптомы плоскостопия

При продольном плоскостопии ноги быстрее утомляются после ходьбы или стояния, стопа болит при надавливании, опухает к вечеру. Со временем продольный свод исчезает, боль в стопах становится сильной и постоянной, она чувствуется в голенях и лодыжках. Человеку трудно подобрать удобную обувь, он покупает туфли на размер больше. Появляется боль в пояснице.

Поперечное плоскостопие сопровождается болью и ощущением тяжести в ступнях в конце рабочего дня. При прогрессировании болезни стопа становится шире, поперечный свод исчезает. Кожа в переднем отделе стопы затвердевает, пальцы приобретают молоткообразную форму.

Чем опасно плоскостопие

Плоская стопа больше не уменьшает ударную нагрузку на позвоночник и суставы при ходьбе и беге. Из-за этого позвоночник быстрее изнашивается, искривляется, чтобы уберечь головной мозг от тряски. У человека может развиться сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа, радикулит.

Плоскостопие быстро развивается. Чтобы не допустить осложнений, обратитесь к врачу при появлении болей в стопе. Врач клиники «Мастерская Здоровья» в Санкт-Петербурге осмотрит стопу и поставит точный диагноз с помощью комплексного обследования. Наши специалисты используют следующие методы диагностики:

Лечение продольного и поперечного плоскостопия

Лечение продольного и поперечного плоскостопия в «Мастерской Здоровья» позволяет избавиться от боли в ступнях, укрепляет мышечно-связочный аппарат стопы, формирует правильный свод.

После окончания курса пациент получает методичку с упражнениями для занятий дома. Врач посоветует, что делать, чтобы боль в стопах не вернулась.

Причины плоскостопия

Болезнь развивается из-за лишнего веса, работы в положении стоя, чрезмерной физической нагрузки на стопу при беге и прыжках. Плоскостопие возникает и в обратной ситуации, когда из-за сидячего образа жизни мышцы и связки стопы ослабевают.

Развитию болезни способствуют полиомиелит, сахарный диабет, рахит, наследственная предрасположенность — поперечное плоскостопие передаётся по женской линии, от мам к дочкам. Стопа деформируется, если постоянно носить тесную неудобную обувь или туфли на шпильках.

Плоскостопие — профессиональная болезнь продавцов, парикмахеров, хирургов, станочников. Болезни подвержены пожилые люди из-за ослабления мышц и беременные женщины.

Виды плоскостопия

По происхождению плоскостопие делится на следующие типы:

• Статическое. Самый распространённый тип болезни, встречается в 8 из 10 случаев. Появляется из-за слабых мышц голени, стопы и связочного аппарата.
  • Врождённая плоская стопа. Диагностируется после 6 лет.
  • Травматическое плоскостопие. Развивается после травм стопы: перелома лодыжек, пяточной кости, голеностопного сустава.
  • Паралитическая плоская стопа. Возникает из-за паралича мышц стопы и голени.

Поперечное плоскостопие

Поперечное плоскостопие встречается в половине случаев. Из-за болезни понижается поперечный свод стопы. Стопа становится короче, при этом её передняя часть увеличивается. Первый палец отклоняется наружу. Болезнь чаще всего возникает в возрасте 35–50 лет из-за слабого мышечно-связочного аппарата.

Продольное плоскостопие

При продольном плоскостопии становится плоским продольный свод стопы. Стопа практически всей поверхностью соприкасается с полом, размер ноги немного увеличивается. Чем больше весит человека, тем больше нагрузка на стопу и сильнее проявляется болезнь. Продольное плоскостопие часто развивается в возрасте от 16 до 25 лет. В группе риска: молодые женщины с лишним весом, секретари, продавцы.

Комбинированное плоскостопие

Комбинированное плоскостопие диагностируют, когда становятся плоскими продольный и поперечный своды. Болезнь ещё называют продольно-поперечным плоскостопием. Пациенты с этим диагнозом редко жалуются на боль в ногах из-за увеличения площади опоры.

Степени плоскостопия

Существует три степени плоскостопия.

Плоскостопие 1 степени человек часто не замечает. Ноги к концу рабочего дня отекают. Боль в ногах появляется после физической нагрузки и после отдыха проходит.

Поперечное и продольное плоскостопие 2 степени вызывает сильную боль в стопе. Своды стопы понижаются и практически исчезают. Человек ходит с трудом.

При плоскостопии 3 степени сильная боль ощущается в стопах, голенях, коленях. У человека регулярно болит голова, поясница, ему трудно пройти даже небольшое расстояние.

Для профилактики плоскостопия занимайтесь плаванием, ходите босиком по песку, траве, земле. Если вы долго едете в автомобиле, делайте остановки и разминайте ноги. Полезно делать массаж ног пальцами или массажным валиком. Носите удобную кожаную обувь с максимальной высотой каблука 5 см.