Мениск коленного сустава: симптомы и лечение повреждений и разрывов мениска в клинике «Мастерская Здоровья», Санкт-Петербург

Лечение мениска коленного сустава

Мениски — это хрящевые прослойки в форме полумесяца внутри коленного сустава. Они амортизируют и равномерно распределяют нагрузку на колено. Среди основных заболеваний мениска — травмы, разрывы, чрезмерная подвижность, дегенерация. Чаще всего проблемы с хрящом в колене возникают у мужчин в возрасте от 18 до 40 лет.

В коленном суставе есть два мениска — наружный (латеральный) и внутренний (медиальный). Они находятся между бедром и голенью и выполняют роль амортизаторов. Хрящевые прослойки в колене уменьшают трение поверхностей суставов, нагрузку на сустав при ходьбе, беге и прыжках. Внутренний мениск коленного сустава менее подвижный, чем наружный, он травмируется в 4-7 раз чаще.

Повреждения мениска занимают первое место среди травм коленного сустава и часто возникают в результате спортивных травм.

Причины повреждения

Мениск коленного сустава повреждается в результате:

• травмы с резким поворотом голени внутрь или наружу;
  • сильного удара по колену;
  • падения коленной чашечкой на ступеньку;
  • чрезмерного разгибания колена из согнутого положения;
  • повторной прямой травмы мениска, которая приводит к хронической травматизации.

Серьёзную угрозу представляют хронические болезни колена: постоянная травматизация, не вылеченный разрыв мениска, сильное сдавливание. Из-за них ткани хряща становятся тоньше, расслаиваются, появляются эрозии, трещины. Разрушается структура мениска, он больше не амортизирует сустав. К причинам проблем с мениском относятся избыточный вес, работа в положении стоя и тяжёлый физический труд.

Риск повредить мениск коленного сустава повышают:

• профессиональное занятие футболом, фигурным катанием, лыжами, бегом, прыжками, хоккеем;
  • перенесённые человеком артрит или подагра;
  • слабые связки и чересчур подвижные суставы.

Без лечения болезней мениска человек может утратить функцию коленного сустава.

При болезни мениска различают два периода — острый и хронический.

Симптомы травмы мениска в остром периоде:

• боль в колене;
  • ограниченность движений (блокада): человек не может согнуть и/или разогнуть колено;
  • если повреждение затронуло кровеносные сосуды, возникает гемартроз — скопление крови в суставе;
  • симптомы разрыва мениска проявляются сильной болью — человек не может ступить на ногу.

Через 2-3 недели после повреждения мениска начинается хронический период болезни. Во время него появляются следующие симптомы:

• резко выраженная боль в колене;
  • болезненный валик на уровне суставной щели;
  • выпот — жидкость, которая выделяется из мелких кровеносных сосудов при воспалении мениска коленного сустава;
  • неподвижность коленного сустава;
  • атрофия мышц голени и бедра;
  • человек с трудом поднимается и спускается по лестнице;
  • коленный сустав увеличивается в объёме;
  • при сгибании колена слышится щелчок;
  • в области сустава повышена температура;
  • снижается питание мышечных тканей;
  • занятия спортом вызывают боль.

Повреждение мениска сложно диагностировать, так как его симптомы похожи на признаки других заболеваний колена — растяжения связок, сильного ушиба, артроза. Только обследование у врача поможет поставить точный диагноз.

Виды повреждений

Разрыв мениска коленного сустава бывает полным, неполным, поперечным, продольным, раздробленным, без смещения оторванной части и со смещением.

Чем опасно повреждение мениска

Разрыв мениска коленного сустава вызывает механическую нестабильность сустава и требует неотложного лечения. При движении коленный сустав может заклинить, возникает блокада сустава. Разрыв мениска коленного сустава повреждает хрящ. Суставные поверхности деформируются из-за изменения оси сгибания/разгибания сустава без защитной прокладки, сустав деформируется.

Повреждение мениска коленного сустава даже после восстановления может создать проблемы в будущем. Человек с такой травмой предрасположен к развитию артроза коленного сустава.

Диагностика заболевания мениска проводится с помощью комплексного обследования. Оно позволит врачу отличить повреждение мениска от других заболеваний и назначить эффективное лечение. Врачи клиник «Мастерская Здоровья» в Санкт-Петербурге используют следующие методы диагностики:

Лечение мениска в «Мастерской Здоровья»

Лечение мениска без операции в клиниках «Мастерская Здоровья» в Санкт-Петербурге даёт долгосрочный эффект:

• снимает боль, воспаление и отёк коленного сустава;
  • восстанавливает движение в суставе;
  • улучшает обмен веществ и кровоснабжение сустава;
  • укрепляет мышцы и связки;
  • восстанавливает подвижность коленного сустава;
  • предотвращает возникновение артрозов и артритов;
  • позволяет вернуться к физическим нагрузкам.

По окончании курса лечения наш доктор выдаёт пациенту методичку с упражнениями для укрепления коленного сустава. Врач посоветует, что ещё делать самостоятельно для профилактики болезни.

Реабилитация после операции

Не все повреждения мениска подлежат консервативному лечению. В ряде случаев требуется операция.

После операции на колене пациент должен обязательно пройти курс реабилитации. Мы не проводим операцию. Но наши специалисты помогут восстановиться после хирургического лечения. Доктора «Мастерской Здоровья» составят для пациента комплекс процедур. Курс реабилитации в клинике восстановит подвижность сустава, снимет боль и отёк, поможет восстановить все структуры сустава после операции. Полная реабилитация займёт от нескольких недель до 3 месяцев.

Лечебная гимнастика после операции

В рамках реабилитации для каждого пациента специалист клиники «Мастерская Здоровья» формирует персональный план физических нагрузок, направленных на восстановление после операции функции коленного сустава.

Автор:

Крюков Александр Сергеевич,