Как развивался метод
В 1765 году в Петербургской Академии наук анатом академик Протасов А. П. прочитал лекцию «О необходимости движений для сохранения здоровья». Профессор Забелин С. Г. (1775) рекомендовал специальные упражнения для здоровых и больных детей грудного возраста. Н. Максимович-Амбодик в 1786 году писал: «Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниёт». Академик Буш И. П. указывал (1810) на необходимость выполнения специальных упражнений для предупреждения тугоподвижности суставов после повреждений.
Крупнейший русский терапевт М. Я. Мудров (1829) писал о необходимости рационального сочетания движения и покоя в соответствии с течением заболевания. Профессор В. Кудрявцев (1843) рекомендовал лечебную гимнастику при искривлении позвоночника. Н. И. Пирогов (1855) считал, что для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях необходимо применять специальные упражнения. Большое значение придавали лечебной гимнастике основатели русской терапевтической школы С. П. Боткин и Г. А. Захарьин.
За последние 100 лет лечебная гимнастика, пройдя несколько этапов развития и становления, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину. В 1928 году был принят термин «Лечебная физическая культура» взамен терминов, употреблявшихся в то время: «кинезитерапия», «мототерапия», «врачебная гимнастика».
Лекарство для спины
Лечебная гимнастика является одним из наиболее важных и действенных методов в медицинской реабилитации и занимает особое место в лечении и профилактике вертеброневрологических проявлений остеохондроза позвоночника. Физическая активность — одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она является естественной биологической потребностью организма, основным стимулятором процессов его роста, развития и формирования, обуславливает активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности человека.
При лечении и реабилитации больного вертеброневрологического профиля лечебная гимнастика решает основные задачи: устранение болевого синдрома и восстановление физической активности. Это связано прежде всего с тем, что физические упражнения способствуют не только укреплению мышц и улучшению крово- и лимфообращения, но и выработке компенсаторных приспособительных механизмов, направленных на восстановление нарушенного заболеванием физиологического равновесия в позвоночнике.
Движение против межпозвонковой грыжи
Отдельно необходимо рассмотреть влияние курса специальной лечебной гимнастики на улучшение питания дегенеративно-дистрофического межпозвоночного диска. В связи с тем, что в 7-, 10-летнем возрасте артериальные сосуды, питающие непосредственно межпозвоночный диск, облитерируются (зарастают), а физические нагрузки на организм с этого возраста значительно возрастают, это естественно приводит к повышению нагрузки и на позвоночник. В последние годы на фоне малоподвижного образа жизни, изменений экологических условий и других неблагоприятных факторов у большинства людей стремительно развиваются поражения опорно-двигательного аппарата, и в первую очередь — остеохондроз позвоночника.
Дистрофические изменения диска, свойственные остеохондрозу позвоночника, усиливаются возрастными изменениями диска, естественным ухудшением трофики (питания), что в тяжёлых случаях приводит к формированию грыжи диска. Единственным возможным способом усиления питания диска является усиление процессов осмоса и диффузии из окружающих диск тканей, и, прежде всего, связочно-мышечных структур.
Данное обстоятельство является той теоретической предпосылкой, которая обосновывает необходимость проведения больным с заболеваниями позвоночника длительных курсов специальных физических упражнений и прежде всего — в виде специфической, адресной лечебной физкультуры.
Как проводится лечебная гимнастика
Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика, методика которой зависит от диагноза, клинических особенностей заболевания и стадии, сопутствующих заболеваний и т. д. Занятия лечебной физкультурой проводятся групповыми и индивидуальными методами.
При проведении групповых занятий до начала процедуры каждому пациенту проводится измерение антропометрических показателей (рост, вес), уточняются данные анамнеза и жалобы на текущий момент, а также самочувствие после предыдущего занятия. Пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы проводится контроль артериального давления и пульса. Все данные заносятся в историю болезни. И в групповых занятиях каждому пациенту даются индивидуальные рекомендации (обсуждается уровень нагрузки, на котором он должен работать, делается акцент на упражнениях, направленных именно на его проблему и др.).
Методика «Мастерской Здоровья»
Методика, используемая у нас в клинике, включает в себя и статические лечебные позы (до 4 минут), и мягкие растяжки, в которых поза удерживается до 15 секунд, а также подвижные упражнения с участием дыхания. При наличии в группе пациентов с заболеваниями суставов добавляются элементы суставной гимнастики; у пациентов со сколиозами и нарушениями осанки — используются позы коррекции. Во время проведения занятия даются рекомендации, как правильно сидеть, стоять, как построить занятия дома, как самостоятельно снять болевой синдром при обострениях с помощью упражнений и др. При проведении индивидуальных занятий подбирается комплекс упражнений, направленный на проблемы конкретного пациента.
В конце занятия уточняются все неясные моменты, ещё раз обсуждаются упражнения, самочувствие в конце занятия; пациентам с патологией сердечно-сосудистой системы проводится контроль пульса и артериального давления. Данные заносятся в историю болезни. Даётся «домашнее задание». В конце курса перед выпиской пациенту даются рекомендации по занятиям дома.