Остеопороз позвоночника: симптомы, причины, диагностика, лечение

Лечение остеопороза позвоночника

Остеопороз — это болезнь, которая уменьшает плотность костной ткани. В результате кости теряют прочность, становятся хрупкими и легко ломаются. Болезнь чаще всего развивается у пожилых людей в возрасте от 60 лет. Женщины страдают от остеопороза в 3 раза чаще мужчин.

Как возникает остеопороз

Костная ткань человека постоянно обновляется. В этом процессе участвует два типа клеток: остеокласты и остеобласты. Остеокласты разрушают костную массу, а остеобласты воссоздают. При остеопорозе остеокласты активизируются, костная ткань быстрее разрушается, чем формируется. Кости становятся пористыми и хрупкими, легко возникают переломы. Болезнь чаще всего поражает позвонки, кости таза, запястья и предплечий.

Больше всего костной ткани образуется в 16 лет, когда формирование костной массы преобладает над разрушением. В 30-50 лет разрушение и восстановление костной ткани происходит одинаковыми темпами. После 50 лет ускоряются процессы разрушения костной ткани. Ежегодно пожилой человек теряет 2–5% костной массы. Таким образом остеопороз костей возникает из-за старения организма. Болезнь развивается постепенно в течение нескольких лет.

Симптомы остеопороза

Болезнь может развиваться долгое время без симптомов. Остеопороз позвоночника можно определить по косвенным признакам: изменению осанки, болям в костях при изменении погоды. Волосы и ногти становятся ломкими, разрушаются зубы, позвоночник болит при прощупывании.

Другие симптомы остеопороза: боль в поясничном и грудном отделах позвоночника, судороги в ногах ночью, уменьшение роста из-за снижения высоты позвонков, пародонтоз. По бокам живота появляются складки, у пожилых людей возникает старческая сутулость.

Остеопороз спины может сопровождаться постоянными болями в пояснице и между лопатками. Приступы боли возникают после резких поворотов тела, прыжков, кашля, чихания или поднятия тяжестей. Боль затихает после отдыха и усиливается в течение дня из-за физической нагрузки.

При остеопорозе переломы костей возникают от небольшой травмы — например, из-за падения.

Осложнения остеопороза

Остеопороз способствует компрессии позвонков. Это приводит к нарушению осанки уменьшению роста от 5 см и больше. Человек не испытывает боли, но у него усиливается изгиб назад в грудном отделе позвоночника и изгиб вперёд в области шеи. У женщин может развиться сколиоз, который ограничивает подвижность позвоночника.

Опасное последствие остеопороза — переломы костей и позвонков. Для этого человеку достаточно упасть с высоты своего роста. Если здоровый человек в этой ситуации просто получит ушиб, у больного остеопорозом возникнут множественные переломы. Половина пострадавших после этого остаётся с инвалидностью. Чаще всего страдают кости предплечья и шейка бедра. При переломе шейки бедра каждый четвёртый пожилой человек умирает.

Остеопороз может спровоцировать смещение позвонка и сдавливание спинного мозга и его корешков.

Диагностика остеопороза

Часто остеопороз обнаруживается уже при переломе. Чтобы не допустить осложнений болезни, обратитесь к специалисту при болях в спине или изменении осанки.

Симптомы остеопороза похожи на признаки остеохондроза и артроза суставов. Чтобы поставить точный диагноз, врачи наших клиник в Санкт-Петербурге проводят комплексное обследование. На приёме врач осмотрит вас и расспросит о симптомах. Диагностика остеопороза проводится с помощью денситометрии — измерения плотности костной ткани. В «Мастерской Здоровья» используют и другие методы диагностики:

Лечение остеопороза

Лечение остеопороза в наших клиниках в Санкт-Петербурге снимает боль в спине, замедляет уменьшение костной массы, повышает плотность костной ткани и предотвращает переломы. Сеансы массажа, иглотерапии (рефлексотерапии) и мануальной терапии стимулируют кровообращение и обменные процессы. Во время лечения пациенты выполняют комплекс упражнений для нормализации роста костей скелета.

Мы поддерживаем пациентов после окончания лечения. Наш врач выдаёт пациенту методичку с упражнениями для самостоятельных занятий дома. Доктор даст советы, как сохранить кости крепкими. Пациенты бесплатно получают консультации врача в течение года после окончания курса лечения.

Причины остеопороза

Болезнь возникает из-за старения, недостатка в организме кальция, фосфора и витамина D. Около 60% больных получают остеопороз позвоночника по наследству, потому что за состав костной ткани отвечают определённые гены.

Остеопороз часто развивается у женщин после 45 лет. В этом возрасте у многих женщин наступает менопауза и перестаёт вырабатываться гормон эстроген. Он помогает сохранять кальций в костях и поддерживать костную массу. После наступления менопаузы уровень эстрогена в организме падает, уменьшается количество кальция в костях и проявляется остеопороз. У женщин с хрупким телосложением, весом до 56 кг или ростом выше 172 см заболевание развивается быстрее. У мужчин костная масса больше, чем у женщин, поэтому они меньше подвержены болезни.

У человека повышается риск заболеть остеопорозом, если он курит, часто выпивает алкоголь, пьёт больше 2–3 чашек кофе в день, недостаточно занимается спортом или, наоборот, у него большая физическая нагрузка. Болезнь провоцируют сахарный диабет и другие эндокринные нарушения, лейкоз, ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева, нарушение пищеварения, почечная недостаточность. Остеопорозом чаще болеют люди, которые едят мало молочных продуктов и много мяса.

Виды остеопороза

• Постклимактерический остеопороз. Возникает из-за снижения уровня женских половых гормонов в организме.
  • Старческий остеопороз. Развивается после 65 лет из-за старения и изнашивания организма.
  • Кортикостероидный остеопороз. Появляется, если долго принимать гормоны (глюкокортикоиды).
  • Вторичный остеопороз. Возникает как осложнение эндокринных, онкологических заболеваний, болезней лёгких, почек, суставов, недостатка кальция, гепатита.

Профилактика остеопороза

Для укрепления костей врачи советуют регулярно заниматься спортом: плаванием, фитнесом, гимнастикой, йогой, танцами, бегом. Гуляйте в солнечную погоду — на солнце в организме вырабатывается витамин D. Откажитесь от курения и алкогольных напитков: эти вредные привычки делают кости слабыми. Спите 7–8 часов в день. Если вам больше 40 лет, раз в год проходите диагностику, чтобы определить состояние костей.

Диета при остеопорозе

При остеопорозе нужно есть больше продуктов с кальцием: творог, сыр и другие молочные продукты, рыбу, зелень, капусту, брокколи, миндаль. Необходимы продукты с витамином D: яйца, кунжут, сметана. Включите в меню продукты с цинком: сельдерей, морепродукты, печень, бобовые. Организму необходимы витамин В6 и фолиевая кислота, они содержатся в морепродуктах, злаковых и бобовых. Для восстановления плотности костной ткани ешьте зерновые, бананы, грецкие орехи. Получайте микроэлементы и витамины из свежевыжатых соков из моркови, свеклы, яблок, томатов.

Исключите из меню крепкий чай, кофе, какао, шоколад, газированные напитки. Реже употребляйте маргарин, масло, майонез, мясо.

Автор:

Масленин Максим Игоревич,
врач-невролог,
ведущий специалист "Мастерской Здоровья"
Дата публикации:
30.09.2019 г.