За 16 лет работы мы помогли 50 000 пациентам

Лечим эффективно

Используем безоперационные методы и минимум лекарств

в номинации "Лучшая частная клиника по специализации "Неврология"

Неврит лицевого нерва: симптомы, диагностика, лечение

Неврит лицевого нерва — это воспаление одной или обеих ветвей лицевого нерва. Болезнь вызывает полный или частичный паралич мимических мышц лица. При этом лицо выглядит асимметрично. Чаще всего от болезни страдают дети и пожилые люди.

Лицевой нерв — седьмая из двенадцати пар черепно-мозговых нервов. Он состоит из двух ветвей, которые приводят в движение мышцы лица. При неврите воспаляются ветви лицевого нерва. Чаще всего воспаление лицевого нерва поражает одну из ветвей, и лишь в 2 случаях из 100 неврит носит двусторонний характер.

Как появляется неврит лицевого нерва

Неврит лицевого нерва может начаться с несильной боли в области уха. Одновременно с появлением боли или через пару дней мышцы лица частично или полностью теряют подвижность. Лицо больного перекашивается, поражённая часть застывает в маске.

При своевременном лечении у больного большие шансы на выздоровление — в 75% случаев болезнь полностью проходит. Если паралич лица не исчезает в течение трёх месяцев, шансы полностью выздороветь у пациента сильно уменьшаются.

Чтобы неврит лицевого нерва прошёл без последствий, нужно обращаться к врачу в первые часы после появления симптомов.

Симптомы неврита лицевого нерва

Выделяют следующие симптомы воспаления лицевого нерва:

• частичное или полное нарушение движений мышц лица;
  • угол рта опускается, носогубная складка с одной стороны разглаживается;
  • лицо становится асимметричным;
  • веко глаза не полностью закрывается;
  • глазное яблоко выпирает и поворачивается кверху;
  • боли в области уха, расстройство вкуса;
  • слезотечение или сухость глаз;
  • ухудшение слуха или болезненная чувствительность к громким звукам;
  • больной не может свистеть, вытянуть губы трубочкой.

Неврит лицевого нерва бывает первичным и вторичным.

Первичный неврит возникает в результате переохлаждения. Другое название болезни — паралич Белла.

Вторичный неврит лицевого нерва развивается на фоне болезней головного мозга, инфекций, воспалительных заболеваний.

Причины воспаления лицевого нерва

Первичный неврит лицевого нерва возникает из-за:

• переохлаждения лица, холода, ветра, сквозняков;
  • недостаточного кровоснабжения (ишемии) нерва.

Вторичный неврит лицевого нерва вызывают следующие причины:

• воспалительные заболевания уха: отит, евстахиит, мастоидит;
  • инфекции: вирус паротита, кори, герпеса;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сосудистые нарушения — например, атеросклероз позвоночных артерий;
  • опухоли головного мозга;
  • обезболивание нижнего альвеолярного нерва стоматологом.

Среди других факторов, провоцирующих воспаление:

• поездка в автобусе или маршрутке у открытого окна;
  • долгая работа под кондиционером;
  • нарушение обмена веществ в организме;
  • эндокринные болезни — например, сахарный диабет;
  • гипертония, интоксикация организма;
  • нервные стрессы, эмоциональная нестабильность.

Осложнения болезни

Неврит лицевого нерва может привести к контрактуре мимических мышц. Она появляется на 4-6 неделю после начала болезни из-за неполного восстановления двигательных функций мимических мышц. Контрактура представляет собой сведение мышц поражённой половины лица. При этом кажется, что парализована не больная часть лица, а здоровая.

Чтобы избежать осложнений воспаления лицевого нерва, нужно вовремя обратиться к врачу. Для профилактики рекомендуем делать гимнастику для лица. Примеры упражнений вы найдёте в конце статьи.

Хотелось бы сказать огромное спасибо Чукаеву Александру. Уже прошло пол года после лечения, но я до сих пор постоянно думаю о том, как же хорошо, что я к нему попала! Я к нему пришла на прием уже в отчаянии. На тот момент мне было 25 лет и я сильно хромала из-за болей во внутренней части бедра уже 1,5 года. Я не могла не только заниматься каким-то активными занятиями (бег, любые подвижные игры на природе и т.п.), но и просто нормально ходить. Я посетила 5 врачей до него, включая поликлинику, 122 медсанчасть, где дошла до заведующего кафедры травматологии, и 3 платных клиники. Прошла все обследования (МРТ, УЗИ, рентген) и НИКТО не мог сказать мне, в чем дело. Все сходились во мнении: "это не сустав". Каждый писал какие-то рекомендации, но ничего конкретного не было. Мне провели курс магнитотерапии, вкололи блокаду, назначали мази, но ничего не давало даже краткосрочного эффекта. Александр сразу определил диагноз, все очень подробно объяснил и показал на снимках, ответил на все мои глупые вопросы, назначил лечение, которое постоянно контролировал, и уже через 2 месяца я смогла ходить, не хромая! Теперь по всем вопросам только к нему:)

Яна (пациент клиники на ст.м. Московская) Все отзывы пациентов

Диагностика неврита

У неврита лицевого нерва ярко выраженные признаки, по ним специалист легко определит болезнь. Врачи наших клиник в Санкт-Петербурге с помощью комплексного обследования установят правильный диагноз и причину неврита. Мы используем следующие методы диагностики:

Лечение неврита лицевого нерва

Для максимального эффекта во время лечения нужно не напрягать мышцы лица, меньше разговаривать, есть небольшими порциями, предпочтительно нетвёрдую пищу, не переохлаждать шею и лицо.

Лечение воспаления лицевого нерва в «Мастерской Здоровья» в Санкт-Петербурге устраняет перекос лица, нормализует активность лицевых мышц, снимает отёк и воспаление, улучшает кровоснабжение нерва и работу нервных клеток. У пациента повышается иммунитет и укрепляется нервная система. После окончания курса лечения наш врач даст рекомендации, как избежать болезни в будущем.

Врачи «Мастерской Здоровья» советуют для профилактики неврита лицевого нерва:

• держать в тепле шею, не переохлаждаться;
  • остерегаться травм в области головы;
  • своевременно лечить воспаление и инфекционные болезни уха и носоглотки;
  • избегать стресса, сквозняков;
  • закаляться;
  • больше гулять на свежем воздухе;
  • есть больше фруктов, овощей, зелени;
  • отказаться от консервированной, жареной, острой пищи.

Лечебная гимнастика

Наши доктора рекомендуют делать следующие упражнения при неврите лицевого нерва:

1. Медленно наклоняйте голову назад и вперед. Повторите 6-8 раз.
  2. Медленно поворачивайте голову вправо и влево. Выполните упражнение 6-8 раз.
  3. Сильно зажмурьте глаза, затем откройте их. Повторите 10 раз.
  4. Набери в щёки как можно больше воздуха и с шумом выдуйте его. Повторите 6-8 раз.
  5. Плотно прижмите ладонь ко лбу и с усилием поднимите брови. Выполните упражнение 6-8 раз.