Грыжа поясничного отдела позвоночника: симптомы, причины, диагностика, лечение

Грыжа диска в поясничном отделе: симптомы, лечение.

Грыжа в поясничном отделе позвоночника— самый распространённый вид межпозвоночной грыжи. Она встречается в 90 % случаев заболевания. Болезнь возникает из-за разрыва диска позвоночника. Грыжа поясничного отдела позвоночника чаще встречается у мужчин в возрасте от 30 до 50 лет.

Как развивается грыжа поясничного отдела позвоночника

Грыжа в поясничном отделе возникает чаще, чем в шейном или грудном отделах, из-за большой нагрузки, которая приходится на поясницу.

Поясничный отдел позвоночника состоит из 5 позвонков. Они соединены между собой межпозвоночными дисками. Диски обеспечивают амортизацию позвонков, равномерно распределяют нагрузку на поясничный отдел. Каждый диск состоит из твёрдой оболочки — фиброзного кольца, внутри которого находится полужидкое ядро.

Межпозвоночная грыжа поясничного отдела возникает, когда фиброзное кольцо диска из-за повышенной нагрузки разрывается. Через трещины в фиброзном кольце полужидкое ядро попадает в позвоночный канал. Это приводит к защемлению нервных окончаний, вплоть до сдавливания спинного мозга. Без своевременного лечения болезнь может вызвать паралич ног.

Симптомы межпозвоночной грыжи поясничного отдела

Различают следующие симптомы поясничной грыжи:

• боль и ощущение скованности в поясничном отделе;
  • прострелы — острая боль в пояснице, возникает внезапно, затем проходит;
  • боли при поворотах и наклонах;
  • боль, отдающая в ягодицу, в ногу и далее по ноге до стопы;
  • «лампасные» боли по ногам;
  • онемение, жжение, покалывание в ногах, «мурашки»;
  • в запущенных случаях — нарушение работы мочевого пузыря и кишечника, атрофия мышц ног, паралич.

Симптоматика при заболевании данного отдела может распространяться и на другие органы и системы. В частности, проявляются:

• ухудшение зрения и слуха;
  • проблемы с работой вестибулярного аппарата;
  • головокружение;
  • головные боли;
  • скачки и резкие изменения артериального давления.

Но эти симптомы более общие, по ним поясничную грыжу сложнее дифференцировать от других заболеваний, схожих по проявлению.

Чем опасна межпозвоночная грыжа поясничного отдела

Грыжа пояснично-крестцового отдела позвоночника опасна для женщин, так как может нарушить кровообращение в органах малого таза и привести к гинекологическим проблемам. При болезни часто наблюдаются нарушение мочеиспускания и проблемы с менструальным циклом.

Поясничная грыжа вызывает мышечное напряжение в поражённой области. Так организм пытается удержать поражённый сегмент позвоночника в неподвижном состоянии. На этом фоне часто развивается сколиоз — серьёзное искривление позвоночника.

Межпозвоночная грыжа поясничного отдела легко может сдавить нервный корешок. Из-за этого снижается чувствительность в тех областях кожи, куда посылает импульсы повреждённый нервный корешок. На этом участке тела кожа становится сухой и начинает шелушиться.

Болезнь может стать причиной прострела в пояснице. У человека возникает резкая и острая боль, которая усиливается при малейшем движении. Боль в пояснице может не утихать несколько недель.

Ещё одно неприятное последствие болезни — ограничение подвижности. Боль бывает настолько сильной, что человек не может даже сидеть или лежать. В некоторых случаях исчезает коленный рефлекс, нарушается чувствительность и подвижность большого пальца стопы и щиколотки. Самое тяжёлое осложнение поясничной грыжи — паралич ног.

Причины поясничной грыжи

Причинами появления грыжи в поясничном отделе чаще всего являются:

• остеохондроз;
  • большие физические нагрузки, подъём тяжестей;
  • резкие наклоны, повороты, падения;
  • сколиоз и другие искривления позвоночника;
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • нарушение обмена веществ;
  • травмы позвоночника, особенно после автомобильных аварий.

Факторами риска для появления поясничной грыжи являются:

• лишний вес, неправильное питание;
  • работа за компьютером, постоянное вождение автомобиля;
  • недостаточная физическая нагрузка;
  • наследственная предрасположенность;
  • старение организма;
  • инфекции, переохлаждение;
  • курение.

Поясничную грыжу из-за симптомов можно спутать с болезнью Бехтерева, заболеваниями органов малого таза. Чтобы этого не произошло, обратитесь к специалисту. Врачи нашей клиники в Санкт-Петербурге с помощью комплексного обследования точно установят причину болей в спине и поставят правильный диагноз. Мы используем следующие методы диагностики:

Лечение межпозвоночной грыжи поясничного отдела

Грыжа и беременность

Грыжа оказывает негативное влияние на процесс вынашивания и значительно усложняет его последние месяцы. Но беременность сама может стать причиной возникновения поясничной грыжи.

У будущей матери заметно увеличивается вес, что влияет на весь позвоночный отдел. Отклонение матки повышает нагрузку на поясничную секцию.

Если грыжа уже проявилась, то у беременной женщины она будет протекать в осложнённой форме. В частности, из-за усиленного процесса кровообращения и увеличения количества вырабатываемого прогестерона в организме отекают корешки межпозвоночных дисков в проблемном отделе. Это ведёт к усилению болезненных ощущений и повышению уровня дискомфорта.

Также немалую роль при этом играет релаксин. При нормальном течении беременности он помогает мышцам позвоночного отдела расслабляться, что сильно облегчает роды. Но при грыже он лишь усугубляет ситуацию.

При грыже можно и хорошо выносить ребёнка, и родить, но настоятельно рекомендуется как можно раньше обратиться к врачу, чтобы не допустить обострения патологии.

В частности, могут быть назначены внутривенные, внутримышечные (рядом с очагом воспаления) или внутридисковые инъекции и инфузионное лечение поясничной грыжи позвоночника с использованием препаратов следующего типа:

• нестероидные;
  • стероидные;
  • миорелаксанты;
  • хондропротекторы;
  • витамины;
  • для блокады эпидурального типа;
  • для восстановления нервной деятельности.

В зависимости от конкретной ситуации, возникшей у пациента, врачом могут быть назначены препараты другого типа или другой формы. При межпозвонковой грыже поясничного отдела позвоночника лечение не надо проводить самостоятельно, все препараты должны быть согласованы со специалистом.

Врач составляет курс лечения индивидуально для каждого пациента. Курс учитывает степень развития грыжи, возраст, пол и особенности организма больного. Пациент проходит процедуры 2-3 раза в неделю. Лечение позвоночной грыжи поясничного отдела займёт от 3 до 6 недель. Боль в пояснице пройдёт после первой недели лечения. Курс составляется из следующих процедур:

Лечение поясничной грыжи в «Мастерской Здоровья» снимает боль и воспаление, уменьшает отёк. Лечебные процедуры освобождают зажатые межпозвонковые диски, улучшают их питание и кровообращение, укрепляют мышцы спины и улучшают самочувствие пациента.

После окончания курса пациент получает от нашего врача методичку с упражнениями для самостоятельного выполнения дома. Врач посоветует, что ещё делать, чтобы болезнь больше не побеспокоила.

Дополнительные меры

При возникновении грыжи отделов позвоночника, лечение должно сопровождаться снижением общей двигательной активности и уменьшением нагрузки на позвонки. Для этого, параллельно с основным курсом терапии данной патологии, могут применяться дополнительные меры.

Одна из таких мер —  ношение ортопедического корсета с жесткими ребрами. Это приспособление похоже на широкий пояс с вставками. Оно помогает:

• нормализовать кровообращение;
  • улучшить осанку;
  • поддерживать корректное расположение позвонков относительно друг друга;
  • вытянуть позвонки;
  • уменьшить давление на диски, минимизируя болевые ощущения;
  • предотвратить перенапряжение мышц.

Существуют ортопедические корсеты и пояса разного уровня фиксации, разной жесткости, они могут быть профессиональными и бытовыми, изготавливаются они из разных материалов. Самостоятельно выбирать такие корсеты нельзя, они обязательно должны быть назначены врачом, иначе можно только лишь навредить своему организму, усугубив ход болезни.

Также может быть назначен массаж, который позволит улучшить кровообращение в поясничном отделе, предоставить костным и нервным тканям больше питания и, как следствие, минимизировать мышечные спазмы и болевой синдром. Но массаж стоит делать только если грыжа не находится в стадии обострения.

В некоторых случаях могут быть назначены фонофорез, электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия или другие поддерживающие процедуры.

Для профилактики поясничной грыжи наши врачи рекомендуют:

• больше ходить пешком, заниматься спортом — плаванием, йогой;
  • следить за осанкой, при ходьбе держать голову и спину прямо;
  • при работе за компьютером опираться на спинку стула;
  • при долгом сидении делать перерывы и выполнять упражнения — например, 10 наклонов туловищем в разные стороны. При этом нужно держать руки на пояснице;
  • перед тем, как поднять тяжесть, сгибать колени, держать спину прямо;
  • распределять вес в обе руки;
  • спать на ортопедическом матрасе;
  • употреблять курятину, говядину, рыбу, молочные продукты;
  • отказаться от жареных блюд, консервированных продуктов, острых приправ;
  • не курить.

Автор:

Хиславская Елена Владимировна,
врач-невролог,
ведущий специалист "Мастерской Здоровья"
Дата публикации:
15.08.2018 г.