Грудной остеохондроз: симптомы, причины, диагностика, лечение

Грудной остеохондроз: симптомы, диагностика, лечение

Грудной остеохондроз — это заболевание межпозвоночных дисков грудного отдела позвоночника. Болезнь встречается достаточно редко. Остеохондроз грудной клетки похож симптомами на другие заболевания и с трудом диагностируется. За это его называют «болезнью-хамелеоном».

Как возникает остеохондроз грудного отдела позвоночника

Грудной остеохондроз возникает из-за нарушения метаболических процессов и повышенной нагрузки на межпозвоночные диски. Межпозвоночный диск состоит из фиброзного кольца, который служит твердой оболочкой для полужидкого пульпозного ядра.

Остеохондроз грудного отдела позвоночника нарушает нормальную структуру межпозвоночного диска. При болезни ядро высыхает и теряет амортизирующее свойство, а фиброзное кольцо истончается и трескается. В результате корешки спинномозговых нервов ущемляются и воспаляются, возникает боль. Болезнь разрушает межпозвоночные диски, суставы и связки позвоночника.

Общий принцип всегда схож, а вот факторы, вызывающие повышенную нагрузку на межпозвоночные диски, могут различаться. К ним относятся:

• длительное вибрационное воздействие на позвоночник (например, у водителей, которые часто находятся за рулём транспортного средства);
  • физическое перенапряжение;
  • гиподинамия, также известная как малоподвижный образ жизни;
  • курение;
  • повышенный вес, ожирение;
  • индивидуальные аномалии в строении позвоночника;
  • врождённое проявление сужения спинномозгового канала;
  • соматические или спондилогенные мышечные боли;
  • асимметрия суставных щелей в межпозвонковых суставах;
  • факторы психосоциальной категории.

Классификация разновидностей грудного остеохондроза

Есть несколько разновидностей остеохондроза грудного отдела позвоночника — симптомы и лечение у них могут заметно варьироваться.

Классификация осуществляется на основании того, на какие именно нервные окончания оказывают воздействия повреждённые структуры позвоночника. Принято выделять следующие типы патологии:

• Рефлекторный. В его основе лежит рефлекторное напряжение мышц, а также сосудистые или дистрофические нарушения.
  • Миоадаптивный. Он же известен под названием «перегрузочный».
  • Компрессионный. Причиной его развития обычно является деформация, натяжение или сдавливание участка спинного мозга, нервного корешка или кровеносного сосуда, что ведёт к нежелательным последствиям.

Симптомы грудного остеохондроза

Остеохондроз грудной клетки протекает наименее выражено по сравнению с другими видами остеохондроза. Различают следующие признаки грудного остеохондроза:

• боль в груди, которая усиливается по ночам, при долгом пребывании в одной позе, охлаждении, поворотах, наклонах в сторону, большой физической нагрузке;
  • боль между лопатками, при поднятии правой или левой руки, наклонах;
  • усиление боли при глубоком вдохе и выдохе;
  • болезненные ощущения между рёбрами во время ходьбы;
  • ощущение, как будто грудь и спину сдавили обручем.

Боль при обострении болезни может длиться несколько недель.

Выделяют дополнительные симптомы грудного остеохондроза:

• онемение некоторых участков кожи, ощущение «мурашек»;
  • зуд, жжение, ощущение холода в ногах;
  • шелушение кожи, ломкость ногтей;
  • боли в области глотки и пищевода;
  • расстройства работы желудочно-кишечного тракта.

Для остеохондроза грудного отдела позвоночника характерны два симптома — дорсаго и дорсалгия.

Дорсаго и дорсалгия — проявления болезни

Дорсаго — это резкая острая боль в груди, «грудной прострел». Обычно она возникает после монотонной работы в одинаковой позе. Во время приступа такой боли трудно дышать. Болезненные ощущения усиливаются при вращении верхней части тела.

Дорсалгия — несильная боль в области поражённых межпозвоночных дисков, начинается постепенно и продолжается до 2-3 недель. Болезненные ощущения усиливаются при глубоком дыхании и наклонах. Пациенту может не хватать воздуха. Боль усиливается ночью и проходит после непродолжительной ходьбы.

Причины остеохондроза грудной клетки

Грудной остеохондроз чаще всего возникает у людей, которые:

• работают за компьютером;
  • постоянно находятся за рулем;
  • получали травмы позвоночника;
  • обладают слабыми мышцами спины;
  • страдают от сколиоза и других нарушений осанки.

Грудной остеохондроз встречается реже других видов болезни — шейного и поясничного остеохондроза. Причина в том, что этот отдел позвоночника наименее подвижен и наиболее защищен благодаря рёбрам и мышечному корсету. В грудном отделе больше дисков, чем в шейном и поясничном отделах вместе взятых.

Чем опасен грудной остеохондроз

Без своевременного правильного лечения грудной остеохондроз может вызвать следующие болезни:

• протрузию и грыжу грудного отдела позвоночника;
  • компрессию спинного мозга;
  • проблемы с сердцем, кишечником, печенью, почками и поджелудочной железой;
  • нарушения в двенадцатипёрстной кишке, перистальтику кишечника, дискинезию жёлчного пузыря;
  • межрёберную невралгию — сдавливание или раздражение межрёберных нервов.

Также к последствиям данной патологии можно отнести заболевания желудка, пищевода, желчного пузыря, лёгких. Но наибольшему риску при данной болезни всё же подвергается сердце, так что если у вас уже были с ним определённые проблемы, настоятельно рекомендуем оперативно обратиться к специалистам нашей клиники и максимально оперативно осуществить лечение грудного отдела позвоночника.

С чем можно спутать остеохондроз грудной клетки

Симптомы остеохондроза грудного отдела позвоночника разнообразны, его легко перепутать со следующими заболеваниями:

• стенокардией, инфарктом. Отличие: после приёма сердечных лекарств боль в груди не проходит, кардиограмма пациента в норме;
    • аппендицитом, холециститом, почечной коликой;
    • гастритом, язвой, колитом;
    • другими заболеваниями ЖКТ (включая дивертикулит, хронический панкреатит или синдром раздраженной кишки);
    • процессами неопластического характера;
    • воспалительными процессами;
    • заболеваниями мочеполовой системы (пиелонефрит или мочекаменная болезнь);
    • патологией молочных желёз;
    • пневмонией. Воспаление лёгких отличает от остеохондроза кашель, одышка и повышенная температура.

Поставить правильный диагноз самостоятельно невозможно. Определить остеохондроз грудного отдела позвоночника может только специалист.

Методы диагностики грудного остеохондроза

Специалисты «Мастерской Здоровья» отличат грудной остеохондроз от других болезней и поставят точный диагноз с помощью следующих методов диагностики:

Лечение грудного остеохондроза в «Мастерской Здоровья»

При грудном остеохондрозе позвоночника лечение может дополняться массажем ног или спины. Также периодически назначается консервативная поддерживающая медикаментозная терапия с применением противовоспалительных нестероидных препаратов и анальгетиков. В ряде случаев пациенту могут быть назначены новокаиновые околопозвоночные блокады. Каждый случай индивидуален, потому подход к каждому пациенту должен быть особым, чтобы терапия была эффективной и проблема в дальнейшем не давала о себе знать.

Лечение грудного остеохондроза в «Мастерской Здоровья» в Санкт-Петербурге даёт разносторонний лечебный эффект:

• улучшает кровообращение и питание межпозвоночных дисков;
  • останавливает разрушение дисков, восстанавливает их структуру;
  • снимает воспаление нервных корешков;
  • расслабляет напряжённые мышцы спины и груди;
  • восстанавливает биомеханику позвоночника;
  • предотвращает осложнения в виде протрузий и грыжи;
  • нормализует артериальное давление;
  • укрепляет мышцы спины, плечевого пояса, дыхательные мышцы;
  • выправляет осанку;
  • стимулирует работу иммунной системы.

После окончания курса доктор выдаст вам методичку с упражнениями, которые нужно выполнять самостоятельно. Врач посоветует, как скорректировать образ жизни, чтобы боль в груди больше не побеспокоила.

Рекомендуем для профилактики болезни:

• в течение дня ложитесь на 40-50 минут — это снимет нагрузку с позвоночника;
  • если вы много работаете за компьютером, меняйте позу, каждые 2 часа вставайте со стула, сделайте пару наклонов в разные стороны, потянитесь, расправьте плечи;
  • занимайтесь водными видами спорта: плаванием, дайвингом, аквааэробикой;
  • не переохлаждайтесь, сохраняйте спину в тепле;
  • регулярно делайте следующее упражнение: лежа на животе, упритесь руками в пол и прогнитесь назад. Задержитесь в этом положении на 5-10 секунд. Повторите упражнение 8-10 раз.

Также настоятельно рекомендуется поддерживать массу тела на должном уровне и отказаться от вредных привычек (включая курение).

Питание при грудном остеохондрозе

При остеохондрозе грудного отдела позвоночника рекомендуется питаться 5-6 раз в день небольшими порциями. Придерживайтесь следующих принципов питания:

• чаще употребляйте холодец, студень, заливную рыбу, желе. Они содержат хондропротекторы, которые участвуют в синтезе хрящевой ткани;
  • ваш рацион должен на 1/3 состоять из белков. Их можно получить из мяса, рыбы, птицы, яиц, молока, соевых бобов, семечек, фасоли, орехов, баклажан;
  • ешьте больше свежих фруктов и овощей — огурцов, помидор, моркови, лука, свёклы, петрушки, цветной и белокочанной капусты, перца, брокколи, сельдерея;
  • приветствуются отварные и приготовленные на пару блюда, серый, ржаной отрубной хлеб;
  • при остеохондрозе необходим кальций. Его содержат молочные продукты, миндаль, крапива, кресс-салат, шиповник;
  • включите в рацион семечки подсолнечника, орехи, авокадо, сырой шпинат, стручки бобов — они богаты магнием;
  • готовьте блюда из омаров, устриц, крабов, грибов, круп — они содержат витамин группы В;
  • заправляйте салаты оливковым маслом;
  • рекомендуется есть цельные зёрна пшеницы, проса, кукурузы, гречихи, ячменя;
  • ограничьте употребление винограда и овощей из семейства бобовых, концентрированных бульонов;
  • ешьте меньше солёных, копчёных продуктов, мучных изделий, сахара, острых приправ.

Автор:

Масленин Максим Игоревич,
врач-невролог,
ведущий специалист "Мастерской Здоровья"
Дата публикации:
30.09.2019 г.