Нарушение осанки: симптомы, причины, диагностика, лечение

Нарушение осанки: причины, методы коррекции осанки и профилактика

Нарушения осанки — это различные искривления позвоночника. Среди нарушений осанки — круглая и плоская спина, сколиоз и сутулость. Неправильная осанка может вызвать остеохондроз и нарушить работу внутренних органов.
Уважаемые пациенты! Клиника временно не принимает на лечение лиц моложе 18 лет.

Признаки правильной осанки

Осанка — это естественное положение тела человека при движении и в состоянии покоя.

Человек с правильной осанкой держит корпус и голову прямо. У него лёгкая походка, прямой позвоночник, плечи слегка опущены и отведены назад, живот подтянут.

В норме у позвоночника 4 изгиба: изгибы вперёд в шейном и поясничном отделах (шейный и поясничный лордоз), изгибы назад в грудном и крестцово-копчиковом отделах (грудной и крестцовый кифоз). Эти изгибы помогают позвоночнику выдерживать нагрузку, предохраняют связки и межпозвоночные диски от травм.

Симптомы неправильной осанки

При неправильной осанке человек ходит, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Позвоночник человека с неправильной осанкой выглядит несимметрично, лопатки находятся на разной высоте. Может возникнуть асимметрия в области талии и трудности при наклонах.

Искривление осанки вызывает боль в груди, спине, быструю утомляемость, слабость, плохо влияет на работу внутренних органов. Человек может жаловаться на боль в стопах при ходьбе, чаще простужается, у него возникают явные искривления позвоночника, отличается длина ног в позе лёжа на животе.

Чем опасны нарушения осанки

Нарушения осанки могут привести к остеохондрозу и другим болезням позвоночника, ухудшить работу сердца, печени, лёгких, желудка и кишечника. Изменение естественных изгибов позвоночника приводит к неравномерной нагрузке на позвоночник. У человека может деформироваться грудная клетка, возникнуть проблемы с дыханием и кровообращением.

Плоская спина увеличивает риск возникновения сколиоза и компрессионных переломов.

Нарушения осанки, особенно сколиоз, могут быстро прогрессировать и вызвать тяжёлые осложнения: рёберно-позвоночный горб, инвалидность. Если не начать коррекцию осанки вовремя, физические упражнения не помогут вернуть позвоночник в нормальное положение, понадобится операция для фиксации позвоночника.

Чтобы избежать тяжёлых последствий, при первых признаках нарушения осанки обратитесь к специалисту. Врач «Мастерской Здоровья» расспросит вас о симптомах, проведёт осмотр и поставит точный диагноз с помощью комплексного обследования. Если у пациента значительное искривление позвоночника, понадобится исследование внутренних органов. Врачи клиник «Мастерская Здоровья» в Санкт-Петербурге используют следующие методы диагностики:

Коррекция осанки в «Мастерской Здоровья»

Коррекция осанки в «Мастерской Здоровья» в Санкт-Петербурге снимает боли в спине и грудной клетке, корректирует асимметрию тела, укрепляет мышцы и выправляет осанку. Мы применяем авторскую гимнастику наших докторов — кинезиотерапию. Она помогает укрепить глубокие мышцы спины. Обычная лечебная физкультура на такое не способна.

Искривление позвоночника из-за разной длины ног исправляется с помощью компенсации длины. Для этого нужно подбить каблук или вложить под пятку стельку высотой, равной разнице длины ног. Исправить осанку помогают ортопедические корсеты. Врач нашей клиники определит, какой корсет подойдёт пациенту, и сколько времени его нужно носить.

После окончания курса врач выдаёт пациенту методичку с упражнениями для укрепления мышц спины. Доктор даст советы, как выпрямить спину и выровнять осанку.

Виды нарушений осанки

Вид нарушения осанки Симптомы
Сколиоз — отклонение позвоночника в сторону Асимметрия плеч, лопаток, таза, локтей, искривление позвоночника, нарушение походки, боли в спине, между лопатками, в пояснице, грудной клетке, головные боли.
Круглая спина Увеличение изгиба назад в грудном отделе. Голова наклоняется вперёд, плечи опускаются и отводятся назад, лопатки не прилегают к спине. У человека впалая грудная клетка и плоские ягодицы.
Кругло-вогнутая спина Голова, шея и плечи наклонены вперёд, живот выступает. Мышцы живота, спины, ягодиц и задней поверхности бёдер растянуты. Могут опуститься внутренние органы. Изгибы позвоночника увеличены.
Плоская спина Изгибы позвоночника сглажены, грудная клетка и нижняя часть живота выдаются назад. Мускулатура плохо развита. Плоская спина развивается из-за слабости мышц.
Плоско-вогнутая спина Уменьшается изгиб назад в грудном отделе, увеличивается изгиб вперёд в поясничном отделе. Ягодицы отступают назад, а живот выступает вперёд и свисает. У больного ослаблены мышцы живота, узкая грудная клетка.
Сутулость Изгиб назад в грудном отделе увеличен, изгиб вперёд в пояснице сглажен. Плечи опущены и наклонены вперёд, лопатки не прилегают к спине.

Причины нарушения осанки

Причины искривления позвоночника делятся на врождённые и приобретённые.

Врождённые причины нарушения осанки — это патологии внутриутробного развития, нарушение формирования позвонков, образование дополнительных позвонков.

К приобретённым причинам относятся травмы и переломы позвоночника, плоскостопие, рахит, полиомиелит, плеврит, туберкулёз, радикулит, разная длина ног. Нарушения осанки возникают из-за работы в сидячем положении, особенно когда человек постоянно сидит за столом или компьютером, наклонив голову. Из-за косоглазия, близорукости и плохого слуха человек может принимать неправильные позы. Это плохо влияет на осанку.

У человека может испортиться осанка, если он мало спит и недостаточно занимается спортом. Из-за этого мускулы становятся слабыми, мышцы живота и спины ослабевают и не поддерживают корпус в правильном положении.

Профилактика нарушений осанки

Врачи «Мастерской Здоровья» советуют для сохранения здоровья позвоночника:

• спать на ортопедическом матрасе;
  • заниматься плаванием, танцами, фехтованием, верховой ездой;
  • регулярно ходить пешком;
  • держать спину прямо при ходьбе и работе за компьютером;
  • при работе за компьютером опираться на спинку кресла или стула;
  • распределять вес в обе руки, носить рюкзак;
  • принимать контрастный душ для повышения тонуса мышц;
  • носить удобную обувь на невысоком каблуке (3-5 см);
  • употреблять мясо, рыбу, свежие овощи, фрукты, сметану, творог, сыр и другие молочные продукты.

Автор:

Масленин Максим Игоревич,
врач-невролог,
ведущий специалист "Мастерской Здоровья"
Дата публикации:
30.09.2019 г.