Анкилоз: причины, симптомы, диагностика, лечение в клинике «Мастерская Здоровья»

Анкилоз

Анкилоз – это патологическое состояние, при котором нарушается подвижность сустава. Оно не является самостоятельной патологией, а возникает как следствие воспалительных процессов, врожденных дефектов или травм. Поражение крупных сочленений приводит к инвалидности пациента. Чаще всего патология выявляется у пациентов пожилого возраста.

Причины развития анкилоза суставов

Анкилоз возникает из-за появления в суставе патологических разрастаний. Они полностью блокируют перемещение костей друг относительно друга, в результате чего движение в сочленении становится невозможным. Подобное состояние может возникать на фоне:

• инфекционного артрита, т.е. воспаления сустава, вызванного воздействием патологических микроорганизмов;
  • аутоиммунного (ревматического) поражения: ткани сустава воспринимаются организмом как чужеродный объект и атакуются антителами;
  • системных заболеваний, например, анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева);
  • артроза (остеоартроза): это состояние характеризуется разрушением хряща на суставных поверхностях костей, а также появлением костных разрастаний, блокирующих движения;
  • травмы сустава: вывихи, внутрисуставные переломы;
  • длительной иммобилизации (обездвиживания): в результате снижается эластичность суставной капсулы и окружающих мягких тканей, развивается контрактура мышц.

Виды

Чаще всего анкилоз классифицируется в зависимости от типа сращения. Врачи выделяют следующие типы заболевания:

• фиброзный: характеризуется нарушением эластичности тканей;
  • костный: возникает за счет появления костных выростов (остеофитов) или сращения суставных поверхностей между собой;
  • фиброзно-костный: представляет собой сочетание двух предыдущих форм;
  • хрящевой: возникает при избыточном разрастании хряща, например, на фоне артрогрипоза.

В зависимости от расположения выделяют анкилоз коленного, тазобедренного, локтевого, височно-нижнечелюстного, голеностопного сустава, поражение мелких сочленений кисти и т.п.

Локализация патологических сращений позволяет выделить внутрисуставную, внесуставную и капсулярную формы. Если сустав совершенно неподвижен, говорят о полном анкилозе, а при частично сохраненной функции патология считается неполной.

Симптомы

Основные признаки анкилоза зависят от его вида и стадии развития. Эта проблема возникает не сразу. Сначала пациент отмечает изменения, характерные для воспалительного или дегенеративного процесса. Характерным симптомом является утренняя скованность. После сна появляется тугоподвижность, амплитуда движений снижается, однако в течение 30-60 минут функция сочленения полностью восстанавливается. По мере прогрессирования патологии симптомы сохраняются все дольше и дольше. Сустав постепенно начинает деформироваться, приобретает неровные очертания. Кости могут отклоняться от нормального положения. Этот процесс особенно заметен на конечностях и пальцах рук.

При артрите любого происхождения отмечаются признаки, характерные для воспалительного процесса: покраснение кожи над пораженной областью, боль в покое и при движениях, тугоподвижность, отечность тканей и повышение их температуры.

Полностью развившийся анкилоз характеризуется резким ограничением подвижности или полным ее отсутствием. Как правило, сустав при этом значительно деформирован. Болевые ощущения могут отсутствовать.

Методы диагностики

Выявление патологии в большинстве случаев не представляет затруднений. Основной задачей врача является уточнение вида и стадии патологии, а также выявление причины ее развития. Для этого специалист опрашивает пациента, уточняет основные жалобы, время их возникновения и другие факты. Важное значение имеют сведения о хронических патологиях, наследственности, перенесенных травмах. После беседы врач проводит визуальный осмотр пораженного сочленения и его пальпацию (ощупывание), проверяет объем пассивных и активных движений. Исследуются и другие суставы.

Для уточнения диагноза назначаются лабораторные и инструментальные обследования:

• УЗИ сустава с оценкой кровоообращения (дуплексное сканирование);
  • рентгенография с контрастом или без;
  • КТ;
  • МРТ;
  • пункция сустава с анализом его содержимого;
  • артроскопия: введение в полость сочленения камеры для осмотра суставной сумки изнутри.

При необходимости назначаются лабораторные обследования, консультации узких специалистов.

Лечение анкилоза суставов

Если пациент своевременно обратился к специалисту, и анкилоз не перешел в запущенную (полную) стадию, допускается комплексная консервативная терапия. В зависимости от ситуации, она может включать:

• медикаментозное лечение: противовоспалительные и обезболивающие средства, хондропротекторы и т.п.;
  • физиотерапия: электрофорез, фонофорез, магнитотерапия и другие процедуры;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • санаторно-курортное лечение, грязелечение и т.п.

При неэффективности консервативных мероприятий, а также при ситуациях, когда они нецелесообразны, используется хирургическое лечение. В настоящий момент это единственный способ гарантированно восстановить подвижность.

Существует несколько вариантов оперативных вмешательств:

• редрессация: растяжение мягких тканей и восстановление нормальной анатомии околосуставных структур;
  • остеотомия: иссечение пораженных участков костей и придание им правильной формы;
  • артропластика: удаление патологических разрастаний и создание искусственной прокладки между костями, которая имитирует натуральный хрящ и облегчает скольжение;
  • эндопротезирование: удаление пораженного сустава и замещение его протезом.

Выбор метода лечения зависит от возраста пациента, локализации патологического процесса,

Анкилоз намного легче предупредить, чем лечить. Чтобы не допустить развития сращения необходимо регулярно следить за состоянием суставов. При наличии хронической патологии или высоком риске ее возникновения требуется проходить профилактические обследования и выполнять все рекомендации врача. Тщательное соблюдение назначений необходимо и при острых заболеваниях, а также травмах. Это касается не только медикаментозного лечения и физиопроцедур, но и лечебной гимнастики.

Важно не допускать чрезмерной нагрузки на суставы: нормализовать массу тела при ее избытке, следить за осанкой, пользоваться ортопедической обувью при необходимости. Питание должно быть сбалансированным, а физическая активность – достаточной, но не запредельной. При соблюдении этих правил риск развития анкилоза существенно снижается.

Если Вы или Ваши близкие столкнулись с болезнями суставов, не стоит откладывать в долгий ящик визит к специалисту. Даже незначительные нарушения требуют полноценного обследования. Врачи клиники «Мастерская здоровья» проведут диагностику и назначат лечение, направленное на устранение анкилоза или предотвращение его развития.

Врач нашей клиники в Санкт-Петербурге оставит точный диагноз с помощью комплексного обследования. Мы используем следующие методы диагностики: