Артроз (остеоартроз) мелких суставов стоп, пальцев (кистей) рук: симптомы, лечение в Санкт-Петербурге

Артроз мелких суставов: как избавиться от боли в руках и стопах

Артроз мелких суставов — болезнь, которая разрушает хрящевую прослойку между суставами. При заболевании страдают суставы кистей и пальцев рук, стоп. Артроз мелких суставов встречается реже, чем крупных суставов. Заболевание чаще развивается в пожилом возрасте.

Механизм развития болезни

Артроз начинается с нарушения кровообращения в подхрящевом слое надкостницы. Из-за этого ухудшается питание хряща, он теряет эластичность, становится тоньше, на нем появляются трещины. Уменьшается количество синовиальной жидкости, из-за сильного трения суставы воспаляются.

Прогрессирующий артроз очень опасен. Если вовремя не начать лечение артроза кисти руки или стопы, суставы начинают принимать неестественные уродливые формы и могут потерять подвижность.

Болезнь часто возникает у женщин во время менопаузы. В женском организме меняется гормональный фон, вырабатывается меньше эстрогенов. Из-за этого организм теряет много влаги, что делает хрящи и суставы более ломкими.

Виды

В зависимости от локализации артроз бывает двух типов:

1. суставов кистей и пальцев рук.
  2. мелких суставов стопы, большого пальца.

Артроз суставов кистей и пальцев рук

Артроз кистей рук часто встречается среди машинисток, пианистов, программистов, секретарей. Болезнь поражает межфаланговые суставы. При артрозе пальцев рук суставные ткани высыхают и растрескиваются. В суставах кистей рук часто появляются подкожные мелкие узелки. Обычно они уже не исчезают.

При прогрессировании болезни костная ткань уплотняется, на ней появляются выросты. Они вызывают сильную боль при движении пальцами. В запущенных случаях человек теряет способность двигать кистью и пальцами.

Симптомы болезни: хруст в суставах при движении пальцами, боль в пальцах после нагрузки, уплотнения на суставах пальцев, отёк околосуставных тканей.

Врачи «Мастерской Здоровья» проводят лечение артроза кисти руки безоперационными методами.

Артроз суставов стопы

Артрозу стопы подвержены балерины, танцоры, гимнасты, борцы, прыгуны. Болезнь поражает суставы пальцев ног. На мелких суставах стопы появляются костные наросты. Из-за них человеку больно двигать стопой. При прогрессировании болезни деформация суставов очень заметна, человек практически не может шевелить стопой.

Артроз большого пальца ноги — самый распространённый вид артроза стоп. При болезни в области сустава большого пальца формируется «косточка». Артроз большого пальца ноги возникает из-за ношения узкой обуви.

Симптомы артроза стопы: боли в стопе после физических нагрузок, хруст в суставах при движении, увеличение суставов в размере. Человек при ходьбе прихрамывает, опирается на внешний край стопы.

При лечении артроза стопы врачи «Мастерской Здоровья» используют лазеротерапию, магнитотерапию и другие методы.

Причины возникновения

Артроз бывает первичным и вторичным.

Первичный артроз появляется из-за проблем с хрящевой тканью сустава, а именно:

• генетических нарушений в составе хрящевой ткани сустава;
  • гипермобильности суставов;
  • дисплазии, плоскостопия, широкой стопы.

Вторичный артроз — результат повреждения суставов и других болезней. Среди его причин:

• травмы, микротравматизация суставов;
  • острые и хронические артриты, синовиты;
  • нарушение обмена веществ, недостаток кальция, фосфора и других минералов;
  • подагра, псориаз, ревматоидный артрит;
  • сахарный диабет и другие болезни эндокринной системы.

Факторы риска

К факторам риска появления болезни относятся:

• наследственная предрасположенность;
  • тяжелый физический труд, большая нагрузка на суставы пальцев;
  • избыточный вес, чрезмерное употребление алкоголя;
  • длительное ношение неудобной тесной обуви на высоком каблуке;
  • малоподвижный образ жизни;
  • переохлаждение стоп.

Если вы по работе часто нагружаете суставы пальцев рук и ног, или у вас есть родственники, которые болеют артрозом мелких суставов, стоит задуматься о профилактике. Мы расскажем о ней в конце статьи.

Среди признаков артроза мелких суставов стопы, пальцев и кистей рук:

• боли в кистях рук, стопах, они то утихают, то возникают снова;
  • движения пальцами рук или ног причиняют боль;
  • суставы припухают, сгибаются и разгибаются с «хрустом»;
  • воспаляются ткани, окружающие сустав;
  • меняется форма суставов — они утолщаются, появляются узелки Гебердена и Бушара;
  • снижается чувствительность кончиков пальцев.

Стадии артроза мелких суставов

Различают три стадии заболевания.

1. Первая стадия болезни сопровождается периодической болью в суставах пальцев рук или ног при активном движении или работе. Боль утихает после отдыха. Суставы могут начать хрустеть, возле них образуются припухлости.
  2. Вторая стадия артроза. Болезнь прогрессирует, боль усиливается и становится постоянной. Движения пальцами причиняют боль. В суставах образуются узелки Гебердена и Бушара. Их появление сопровождает жжение и боль. Через несколько месяцев покраснение и припухлость проходят, узелки становятся твёрдыми.
  3. Третья стадия артроза мелких суставов — самая серьезная. Пальцы рук и ног деформируются, ими практически невозможно двигать. Область вокруг больного сустава краснеет и отекает. Резкая боль в суставах ощущается не только при движении, но и в состоянии покоя. Человек ходит с трудом, подъём и спуск по лестнице становятся для него испытанием.

Если вы заметили у себя симптомы артроза мелких суставов, не откладывайте визит к ортопеду. Болезнь на ранней стадии поддаётся излечению. На второй и третьей стадиях можно лишь замедлить её развитие.

Для диагностики артроза мелких суставов понадобится комплексное исследование. С его помощью врач установит причину болезни и назначит эффективное лечение. Первичный приём в клиниках «Мастерская Здоровья» в Санкт-Петербурге ведут неврологи и ортопеды. Они точно диагностируют артроз суставов рук и ног с помощью следующих методов:

Как мы лечим артроз мелких суставов

Лечение артроза мелких суставов в наших клиниках в Санкт-Петербурге снимает боль и воспаление в суставах. У пациента улучшается кровообращение и питание хряща, приостанавливается разрушение хрящевой ткани и суставов. Наш доктор посоветует, что можно делать самостоятельно в целях профилактики болезни.

Врачи «Мастерской Здоровья» советуют, чтобы избежать проблем с суставами:

• больше ходить, заниматься бегом, плаваньем, аквааэробикой, кататься на лыжах;
  • не переохлаждаться;
  • следить за весом;
  • избегать травм суставов;
  • ходить в удобной обуви.

В питании рекомендуем придерживаться следующих принципов:

• есть больше авокадо, грейпфруктов, киви;
  • ограничить потребление помидоров, бобовых;
  • включить в рацион хрящи, желатин, чеснок;
  • есть меньше жирного и жареного мяса, сахара, шоколада, кофе, печенья;
  • отказаться от курения и алкоголя;
  • пить не меньше двух литров воды в день.

Лечебный массаж

Для профилактики артроза кистей и пальцев рук делайте следующие упражнения:

1. Потрите ладони друг о друга.
  2. Разотрите пальцы одной руки пальцами другой, вначале по направлению от основания до ногтя и в обратную сторону.
  3. Согните и разогните пальцы 10 раз, не сжимая в кулак.
  4. Плотно прижмите ладони и давите пальцами одной руки на пальцы другой.
  5. Разъедините ладони и продолжайте давить пальцами друг на друга.

Автор:

Крюков Александр Сергеевич,