Иммобилизационные контрактуры: причины, симптомы, лечение в Санкт-Петербурге

Контрактуры иммобилизационные (тугоподвижность)

Что такое контрактура суставов

Не сгибается нога в колене или рука в локте, тяжело двигать пальцами — всё это разные проявления одной и той же проблемы, называемой тугоподвижностью или контрактурой.

Контрактура суставов — одна из тех проблем, с которой в жизни рано или поздно сталкивается каждый. И хотя суставы рук, например, не испытывают такой нагрузки веса тела, как суставы ног, даже небольшое ограничение подвижности суставов руки способно помешать вам нормально обслуживать самого себя и выполнять простейшие движения: принимать пищу, причёсываться, чистить зубы и т. д.

Как мы лечим контрактуру

Прежде чем пытаться восстановить движения в суставе, необходимо устранить причину их ограничения. Например, если контрактура возникла в результате травмы, сначала надо выяснить, что это за травма и насколько она ограничивает движения сустава.

Начинать лечение контрактуры без выяснения диагноза нельзя! Это может только усилить боль и усложнить болезнь.

Если причиной контрактуры стало повреждение нервов, вызывающих сокращение мышц сустава, то сначала нужно восстановить активность этих нервов. А если контрактура возникла из-за повреждения мышц, то лечение должно быть направлено на восстановление этих мышц, и только затем — на устранение, собственно, контрактуры.

Даже самые длительно существующие контрактуры после параличей и парезов, тяжёлых переломов и вывихов, ревматоидного артрита, ожогов и отморожений можно устранить или существенно уменьшить, применяя раннее и комплексное лечение.

Такое лечение может включать в себя специальную лечебную гимнастику,физиотерапию, массаж. Специалистами нашего центра был разработан уникальный комплекс суставных упражнений, позволяющих значительно повысить подвижность тела. Так же успешно этот комплекс применяется и при профилактике контрактур.

С другими нашими методами лечения вы можете ознакомиться здесь.

Из-за чего возникает контрактура суставов

Врождённые контрактуры суставов — редкость. К ним относится косолапость.

В большинстве случаев движения той или иной части тела могут быть ограничены после различных травм, повреждений, заболеваний. Например, после повреждения внутрисуставных или околосуставных тканей (перелома, растяжения, вывиха) может развиться рубец, мешающий нормальному движению сустава.

Посттравматический отёк капсулы сустава часто делает движение конечности невозможным. Такое часто случается после растяжения связок.

Тугоподвижность может возникнуть и на фоне стресса, травмы нервной системы. Например, у некоторых людей после длительных переживаний заклинивает шею, или после инсульта плохо двигаются ноги.

Самым частым заболеванием, ограничивающим движения суставов руки, являетсяревматоидный артрит.

Какие бывают контрактуры суставов

• Самые распространённые контрактуры суставов — посттравматические, возникающие в результате различных травм.
  • Контрактуры, возникшие из-за стресса или травмы нервной системы, называют неврогенными.
  • Контрактуры, которые возникают после длительного вынужденного положения тела, называют иммобилизационными.

Какая контрактура опаснее: иммобилизационная или посттравматическая

Иммобилизационная контрактура чаще всего возникает как следствие посттравматической. Простой пример: при повреждении любой части тела (руки, ноги, пальца) неизбежно возникает сильная боль, и человек неосознанно выбирает для травмированной конечности такое положение, в котором боль будет меньше. Чаще всего это неестественное, неправильное положение. Но повреждённый сустав постепенно привыкает к нему, и через некоторое время переменить позу становится очень трудно, а то и совсем невозможно. Это и есть иммобилизационная контрактура, возникшая в результате травмы.

Через две-три недели пребывание конечности в неправильном положении может привести к необратимым изменениям, вылечить которые можно будет только с помощью операции по замене сустава.

Автор:

Крюков Александр Сергеевич,